Произведения Кира Булычёва не только экранизировались.
Для просмотра полноразмерного постера или скриншота кликните по превью
Комиксы:
Диафильмы:
Программы для просмотра диафильмов можно взять здесь
Кир Булычёв (Игорь Всеволодович Можейко) (18 октября 1934 г. - 05 сентября 2003 г. ) один из самых известных и любимых читателями всех возрастов советский и российский писатель-фантаст. И один из советских детских фантастов.
Первый рассказ писателя — "Маунг Джо будет жить" был опубликованв журнале "Вокруг света" в 1961 году. В 1965 году вышло первое фантастическое произведение писателя: рассказ "Долг гостеприимства" , подписанный именем некоего бирманского писателя Маун Сейн Джи (сам Игорь Всеволодович выступил, как переводчик этого текста на русский язык). Этим же псевдонимом была подписана и первая публикация рассказа "Две встречи в долине Мрохаун" . Известным читателям именем Кирилл Булычёв была подписана вышедшея в том же году в альманахе "Мир приключений" повесть в рассказах "Девочка, с которой ничего не случится" ,
а первой изданной книгой является повесть "Меч генерала Бандулы" (1968). Кстати, эта повесть не относится к фантастике, а является обычными приключениями, хотя и с фантастическими
элементами (сон главного героя — Игоря). Псевдоним писался многими издателями сокращённо — Кир. Булычёв, впоследствии точка исчезла, и он приобрёл окончательную форму: Кир Булычёв .
Писателем создано множество повестей и рассказов, но из сотен персонажей действующих в них персонажей наиболее полюбилась большинству читателей (как юных, так и взрослых) белобрысая, озорная непоседа из XXI века по имени Алиса. И, говоря о героях Булычёва, обычно в первую очередь имеют в виду именно её. Впервые Алиса появляется на страницах повести в рассказах "Девочка, с которой ничего не случится" . А первой полноценной повестью о ней стала повесть "Остров ржавого лейтенанта" , вышедшая в "Библиотеке современной фантастики" в 1967 году. Первой же отдельно изданной книгой этого цикла стал сборник "Девочка с Земли" (повести "Девочка, с которой ничего не случится" , "Путешествие Алисы" , "День рождения Алисы" ) 1972 года издания, давший неофициальное название всему циклу (обычно цикл фигурирует под названием "Алиса" ). Цикл включает в себя несколько десятков повестей и рассказов. Последней из них (по году издания) является "Алиса и Алисия" (2003г.). Цикл включает в себя несколько внутренних подциклов: "Алиса и её друзья в лабиринтах истории" (включает в себя повести "Древние тайны" , "Пашка-троглодит" , "Чулан Синей бороды" , "Драконозавр" , "Принцы в башне" , при чём сама Алиса действует лишь в трёх из них, в "Древних тайнах" и "Пашка-троглодит" главными героями являются её друзья); "Новые приключения Алисы" (повести "Гай-до" , "Узники «Ямагири-Мару»" , "Конец Атлантиды" , "Город без памяти" , "Подземная лодка" , "Война с лиллипутами" ); серия повестей для детей младшего возраста, включающая как самостоятельные произведения ("Алиса и притворщики" (многие считают её переработкой "Звёздного пса" , но последняя вышла позже), "Алиса на планете загадок" , "Алиса и дракон" , "Алиса на живой планете" ), так и переработки других повестей цикла ("Колдун и Снегурочка" (переработка "Привидений не бывает" ), "Королева пиратов на Планете сказак" ("Шкатулка пиратской мамаши" — четвёртая часть "Миллион приключений" ). Иногда выделяют и подцикл об Эпохе Легенд, впервые упомянутой в "Заповеднике сказок" (1981), часто по названию одного из самых известных сборников, именуемый "Непоседа" . Некоторые из повестей образуют дилогии и трилогии: "Заповедник сказок" — "Козлик Иван Иванович" ; "Узники «Ямагири-Мару»" — "Конец Атлантиды" — "Город без памяти" ; "Планета для тиранов" — "Опасные сказки" ; "Алиса на планете загадок" — "Алиса и дракон" . Особняком в цикле стоит рассказ-миниатюра "Папа Алисы Селезнёвой" (являющаяся выборкой из рассказа "Алиса и притворщики" ) и повесть "Алиса в стране фантазий" , являющейся переработкой рассказа "Алиса в Гусляре" . Впрочем, многие произведения цикла подвергались авторской переработке: повесть "Остров ржавого лейтенанта" была переработана сначала в "Остров ржавого генерала" (финал стал менее драматичным), а затем в окончательный вариант "Ржавый фельдмаршал" , причём в качестве первой главы был введён существовавший отдельно рассказ "Новости будущего века" . Из-за этого сюжет повести получил своеобразный скачок: Алиса просыпается холодным и пасмурным апрельским утром (в лесах ещё лежит снег), а через пару часов она оказывается в солнечном и жарком дне в самом начале лета (первый день каникул). Наверняка шутки её друга из Института времени Ричарда Темпеста . К тому же девятилетняя Алиса внезапно становится на два года старше. Это одна из двух повестей привязанная к реальной дате: в Париже собираются праздновать 300-летие взятия Бастилии (второй является "Древние тайны" , где в год действия повести в Москве отмечают столетие выхода т/ф "Гостья из будущего" ). Правда если посчитать, то две даты противоречат друг другу. Повесть "Планета Пять-четыре, или Каникулы в космосе" , написанная совместно с читателями "Пионерской правды" переработана в "Гай-до" . Трилогия "Война с лиллипутами" , "Тайна рабыни Заури" , "Бриллиант для пирата" превращена в одну большую повесть , где части трилогии стали соответственно: "Война с лиллипутами" — ч.1 "Сражение в кустах" , "Тайна рабыни Заури" — ч.3 "В погоне за прошлым" , "Бриллиант для пирата" — ч.4 "В пиратском логове" . Рассказ "Уроды и красавцы" переработан в одноимённую повесть . Переработкой является и повесть "Пленники астероида" . Первоначальный вариант, повесть "Ловушка" , так же написанная в соавторстве с читателями "Пионерки" , к циклу не принадлежала, и Алиса в ней не фигурировала (действие повести разворачивалось в XXII в.). Не принадлежала циклу и повесть "Похищение" ("Исчезновение профессора Лу-Фу" ), принадлежавшая циклу "ИнтерГПол" . Повесть была переработана в "Излучатель доброты" . Путаницу в количество произведений цикла вносили так же издательства, публиковавшие многие из них частями или под другими (произвольными) названиями. Классикой цикла считаются повести: "Девочка с которой ничего не случится" , "Путешествие Алисы" , "День рождения Алисы" , "Заповедник сказок" , "Козлик Иван Иванович" , "Сто лет тому вперёд" , "Лиловый шар" , "Миллион приключений" , "Ржавый фельдмаршал" , "Пленники астероида" . Начинать читать цикл лучше с них. Алиса и её друзья (Пашка Гераскин, Аркаша Сапожков, Юля Грибкова (хотя последняя и действует лишь в одном произведении цикла)) настолько полюбились читателям, что
породили массу произведений-фанфи́ков : продолжений, альтернатив и даже пародий. (Не избежал сей участи и я
)
Помимо цикла "Алиса" у Кира Булычёва существуют и другие не менее интересные и захватывающие циклы произведений (немало произведений автора существует так же и помимо них): "Река Хронос" (к сожалению, как и цикл "Алиса" , не закончен), и порождённый им мини-цикл "Лидия Берестова" ; "Доктор Павлыш" ; "Верёвкин" ; "ИнтерГалактическая Полиция" ; "Театр теней" ; мини-циклы "Сказки" , "Ким Петров" , "Лигон" , "Институт Экспертиз" ; "Юля Грибкова" ; "Андрей Брюс" , и, конечно, главный авторский цикл — "Великий Гусляр" , серия повестей и рассказов о небольшом, но необыкновенном северном городке и его жителях. Писатель начал ещё один цикл, который должен был стать, по его словам, российским "Гарри Поттером" , но, к сожалению, успел написать лишь первую из шести задуманных книг — "Убежище" . Эти циклы породили и других любимых читателями персонажей: длинноногую отважную блондинку Кору Орват, космического врача Владислава Павлыша, скромного и рано полысевшего в заботах о космической дружбе начальника стройконторы Корнелия Удалова и его друзей и соседей: изобретателя Сашу Грубина, пенсионера Николая Ложкина и профессора Льва Христофоровича Минца, на совести которого немало полезных и не очень полезных открытий.
Цикл "Великий Гусляр" , как уже говорилось, является основным циклом автора. В него входят около сотни рассказов и повестей. Первой повестью цикла является повесть "Марсианское зелье". Цикл состоит из двух частей: "Гуслярские хроники" (другое название: "Требуется свободная планета" ) и "Гусляр-2000" ("Жертва вторжения" ), отдельно в цикл входят и несколько рассказов в стиле "писем в редакцию" . Прообразом Великого Гусляра считается город Великий Устюг .
Сюжет цикла — необыкновенные и фантастические приключения (а нередко и злоключения) жителей небольшого провинциального российского городка, в котором происходят порой просто необычные, а порой и совершенно невероятные события: визиты "братьев по разуму", похождения пришельцев из будущего и многие другие (частой причиной которых становится один из жителей городка, скромный и неутомимый профессор-химик Минц) серьёзные и курьёзные происшествия. Вторая часть цикла, написанная уже в конце 90х — начале 2000х гг., содержит едкую и злую сатиру на бурные 90е .
В своих произведениях автор создаёт цельный фантастический мир, персонажи переходят из цикла в цикл, в разных циклах упоминаются одни те же события, описываются одни те же технические устройства и т.д. Многие циклы пересекаются. "Девочка с Земли" пересекается с "Великим Гусляром" (общее произведение — рассказ "Алиса в Гусляре" ), Корнелий Удалов упоминается в повести "Алиса и притворщики" , а профессор Минц в повести "Звёздный пёс" , в цикле о Гусляре упоминается Галактический центр и астероид Пересадка. "Интергалактическая полиция" пересекается с циклом "Девочка с Земли" (общее произведение — повесть "Излучатель доброты" ), к тому же комиссар Милодар и Кора Орват постоянные персонажи цикла про Алису. В повести "Миллион приключений" Пашка Гераскин упоминает о имеющимся у него дома втором томе романа "Мёртвые души" Н. Гоголя . История обретения этой книги описана в рассказе "Садовник в ссылке" , в который действует так же доктор Павлыш, персонаж одноимённого цикла . История создания и испытаний прообраза временного экрана (с помощью которого Алиса в том же "Миллион приключений" стала на две недели моложе самой себя) описана в повести "Геркулес и Гидра" , а создание часто упоминаемого в цикле "Девочка с Земли" материала кораллита (вернее его прообраза — форанита) — в рассказе "Коралловый замок" . Эпоха легенд (эпоха Мансуровой), кроме цикла "Алиса" упоминается так же и в "Великом Гусляре" и в романе "Убежище" . Алиса Селезнёва помимо цикла "Девочка с Земли" действует так же в рассказе "Разум для кота" и упоминается в рассказе "Такан для детей Земли" (оба рассказа ведутся от лица профессора Селезнёва), Юля Грибкова и Фима Королёв ("Сто лет тому вперёд" ) действуют так же в повести "Два билета в Индию" , другой персонаж "Алисы" — Ричард Темпест упоминается в рассказе "Освящение храма Ананда" , некто Ричард (по описанию очень похожий на Темпеста) действует в повести "Фотография пришельца" . В повести "Звездолёт в лесу" ребята сталкиваются с цивилизацией, очень похожей на цивилизацию ашиклеков, с которой столкнулась Алиса ("Пленники астероида" ). Наконец во многих повестях и рассказах Кира Булычёва описываются путешествия во времени и разные типы Машины времени, в том числе и альтернативные способы таких путешествий ("Можно попросить Нину" , "Освящение храма Ананда" , "Письма разных лет" ). Персонаж одноимённого мини-цикла Лидия Берестова так же является персонажем цикла "Река Хронос" . И таких пересечений и аналогий можно найти множество.
Фантастика Кира Булычёва в целом светлая и оптимистичная, хотя встречаются и "апокалиптические" призведения: "Последние сто минут" , "Пора спать" , "Мой пёс Полкан" и др. Но во многих из них встречается и оптимистичная нота ("Показания Оли Н." , "Полночный час" ). Встречается у автора и сатира, причём довольно язвительная, в которой Булычёв (прямо и иносказательно) упоминает многие аспекты нашей жизни: и недавнюю советско-коммунистическую историю ("Звенящий кирпич" , "Столпотворение" , "Дискуссия о звёздах" , "Тебе, простой марсианин" ), и её "перестроечное разоблачение" ("Апология" ), и нашу бюрократию ("Титаническое поражение" , "Тревога, тревога, тревога!" ), и увлечение магией и оккультизмом ("Полночный час" ), и реалити-шоу ("Шестьдесят вторая серия" ), и многое другое.
Писал Кир Булычёв не только фантастику, но и приключенческие повести ("Меч генерала Бандулы" ), и детективы (цикл "Лидия Берестова" ), и даже своеобразное фэнтези ("Кровавая шапочка" , "Убежище" ). Стоит так же добавить, что Кир булычёв был не только автором прозы, но и драматургом (пьесы "Товарищ Д." , "Осечка-67" , оригинальные сценарии ), поэтом ("Песня Алисы" и др. стихотворения ) и автором научно-популярных книг, в том числе по истории Юго-Восточной Азии и средневековой Руси (эти книги выходили под настоящим именем писателя — И.В. Можейко ), историко-художественных очерков ("Звезда Улугбека" и др.), книги по фалеристике ("Беседы о фалеристике" ).
Музыка из фильмов, созданных по произведениям Кира Булычёва.
Треки предоставлены только для прослушивания в качестве иллюстрации к статье!
Прекрасное далёко (т/ф "Гостья из будущего" )
муз. Е. Крылатов , слова Ю. Энтин
исп. Т. Дасковская
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Исполнение песни "Прекрасное далёко" на других языках
Свет любви (м/ф "День рождения Алисы" )
муз. Д. Рыбников , слова
И. Кохановский
исп. С. Светикова
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Тема из м/ф "Тайна третьей планеты"
муз. А. Зацепин
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Хоть глазочком (к/ф "Лиловый шар" )
муз. Е. Крылатов , слова
Ю. Энтин
исп. Т. Дасковская и
БДХ
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Свет звёзд (т/ф "Через тернии к звёздам" )
муз. А. Рыбников
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Цветы (т/ф "Через тернии к звёздам" )
муз. А. Рыбников
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
тема из м/ф "Два билета в Индию"
муз. Ю.Саульский
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Всё уже позади (м/ф "Узники Ямагири-Мару )
муз. А. Журбин ,
сл. С. Голубева
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Что такое мечта (к/ф "Миллион приключений. Остров ржавого генерала" )
муз. А. Чайковский , слова Н. Зиновьев
исп. С. Степченко
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Тема из к/ф "Шанс"
муз. А. Рыбников
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.
Я и ты (к/ф "Подземелье ведьм" )
муз. М. Дунаевский , слова В. Дербенёв
исп. Маша Распутина
Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами и не поддерживает тег audio.