Мир фантастики
Среда, 23.08.2017, 12:56
Орфография
Система Orphus

Меню сайта

Сайт
Мобильная версия
Кнопка графической карты сайта
SafeWeber.ru GlavBoard.ru доска объявлений

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Облако тэгов

Мини-чат
 
200

Форма входа

Поиск

Категории раздела
Структура сайта [6]
Добавление новых страниц, сервисов и т.п.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Сайт Романтики.ру
  • Сайт Хобби-лэнд

  • 
    Логотип Мир фантастики


    Мир будущего, созданный писателями-фантастами


    

    Владислав Крапивин


    Крапивин

    Владислав Петрович Крапивин (род. 14.10.1938) - один из известнейших советских и российских детских писателей. Владислав Крапивин писал не только в жанре фантастики. Книги Крапивина - это мир детства, мир неугомонных мальчишек и девчонок, для которых окружающий их мир - это Вселенная загадок, тайн и невероятных приключений. Но в отличии от многих других детских писателей, Крапивин создаёт в своих книгах многогранный мир. Это не только светлый мир детства, где есть прекрасная пора игр и открытий, но и мир, в котором есть и тёмная сторона. На долю героев Крапивина приходится и горе, и проблемы (порою совсем не детские), и беды. Нередко персонажам крапивинских книгах приходится встретиться лицом к лицу со смертью. И приключения крапивинских мальчишек нередко смертельно опасны. Это сложный многогранный мир, в котором закаляется характер, создаётся личность маленьких героев. Именно этим драматизмом, глубиной переживаний, порой трагизмом происходящего фантастический мир Крапивина отличается от яркого, красочного, но при этом какого-то игрушечного мира детской фантастики Кира Булычёва. Впрочем, книги Крапивина имеют и ещё одно значительное отличие от произведений Булычёва: Владислав Крапивин никогда не допускает в своих произведениях насмешки и стёб по отношению к своим героям.

    Сквозной линией во многих произведениях Крапивина проходит сюжет верной и бескорыстной ребячьей дружбы, которая нередко ставится в упрёк взрослым: разве вы не можете жить также, как крапивинские мальчишки и девчонки — честно, открыто, без вражды и злобы.

    В произведениях Крапивина сложился особый образ юных героев. «Крапивинские мальчишки» — так называют их исследователи творчества автора. Они любопытны и любознательны, им не сидится на месте, их манят далёкие страны и неизведанные тайны. Они верят в сказки и чудеса. «Маленькие рыцари в шортиках и стоптанных сандалиях», как определяют их поклонники творчества автора, добры и отзывчивы, остро чувствительны к несправедливости, готовы яростно отстаивать своё мнение. Они далеко не всегда смелы, могут разреветься от обиды или неудачи, но всегда готовы встать на защиту младшего, на защиту того, кто слабее их.

    Но здесь я хочу возразить некоторым «исследователям» крапивинских книг, точнее их утверждению, что крапивинские герои — это исключительно мальчишки. Если в повествовании и появляется девочка, то это лишь фоновый персонаж, «дама сердца» юного «рыцаря». Глубоко знакомясь с миром книг Крапивина с этим невозможно согласится. В его книгах немало героев-девочек. И далеко не всегда они действуют на вторых ролях, порой давая фору мальчишкам. Но и здесь это особый образ, который по аналогии можно назвать «крапивинской девчонкой». И это отнюдь не пацанка в потрёпанных джинсах, гоняющая мяч с друзьями-мальчишками, как может показаться тем, кто знаком с творчеством Владислава Петровича лишь поверхностно.

    «Крапивинская девчонка» — это самая обыкновенная девочка, с самым обыкновенным, девчоночьим характером. Она играет в куклы и мечтает о принце, не прочь покрутится перед зеркалом, примеряя новое платьице. Но в то же время присущи ей особые черты, делающие её не просто девочкой, а девочкой из крапивинских книг. Она ценит дружбу, верна ей. Она может понять, принять и простить мальчишкам их слабости, не прощая лишь одного — предательства. Она способна поддержать своего приятеля-мальчишку в трудную минуту, утешить, помочь ему поверить в себя. Даже если ей придётся пожертвовать чем-то своим. Она также остро чувствует несправедливость и готова в любую минуту прийти на помощь слабому. В отличие от горячего, отчаянного мальчишки, она спокойна и рассудительна, поэтому может спасти друга-мальчишку от опрометчивого шага, защитить его от непоправимого поступка, от роковой ошибки. Но при этом никогда не будет претендовать на первую роль, уступая её «маленькому рыцарю», оставаясь в тени и позволяя ему видеть себя слабой и нуждающейся в его защите. Но порой и осаживает слишком разгорячившегося юного героя, воспитывает его, если надо и подзатыльником.

    «Крапивинская девочка» идеально уравновешивает горячий и непоседливый характер «крапивинских мальчишек». И таковых персонажей в его книгах немало: Еська из «Синего треугольника», Таня из повести «Болтик», Ветка («Ковёр-самолёт»), сестрёнка Юкки (цикл «В глубине Великого Кристалла»), Женя Черепанова («Колыбельная для брата»), Гайка Малютина («Дырчатая Луна»), Белка Языкова («Топот шахматных лошадок»), Соти («Дети синего фламинго»), Ника («Возвращение клипера “Кречет”»), Варя («Серебристое дерево с поющим котом») и многие другие.

    Нельзя согласиться и с другим утверждением, что в произведениях Крапивина нет взрослых персонажей на значимых ролях, а если и есть, то это исключительно злодеи и отрицательные персонажи. Так может говорить лишь человек, знакомый с творчеством Командора только поверхностно. В книгах Владислава Петровича есть немало положительных взрослых персонажей. Но, как и всегда, это особые взрослые. Это те, кто сохранил в своей душе частицу детства и поэтому способные понять ребят и мотивы их поступков с ребячьей точки зрения, а не с высоты «житейского опыта». Они помогают ребятам поверить в себя и свои силы. Для детей они выступают, как добрые и мудрые наставники-друзья, а не в качестве скучных и навязчивых менторов. Их наставничество незаметно для ребят, и этот процесс двухсторонний — взрослые тоже учатся у ребят многому. Порой их внешняя суровость и строгость поначалу производит на ребят обманчивое впечатление. Но взрослые, сохранившие в душе детство, способны понять и принять своих маленьких друзей, защитить их от роковых ошибок и непоправимых поступков. А порой и защищая их тогда, когда беда становится для маленького рыцаря непреодолимой (и нередко платя за это дорогой ценой). И таких персонажей в книгах Крапивина можно найти немало: Дед (Геннадий Кошкарёв) («Колыбельная для брата»), Дуг («Дети синего фламинго»), учитель физики Роман Сергеевич и старый лётчик(«Болтик»), яхтсмен дядя Миша («Возвращение клипера “Кречет”»), Старик («Самолёт по имени Серёжка»), Юля Молчанова и суровый маршал Фа-Тамир («Оранжевый портрет с крапинками»), Старый Пассажир, мадам Валентина и командор Элиот Красс («Выстрел с монитора»), Хальбиен Ксото («Гуси, гуси, га-га-га»), Михаил Мохов (цикл «В глубине Великого Кристалла»), тётя Валя («Ковёр-самолёт»), вожатый Сандро («Валькины друзья и паруса»), художник Волынов («Сказка о рыбаках и рыбках»), отец Дмитрий («Крик петуха») и многие другие.

    Ещё одной характерной чертой произведений Владислава Крапивина является наличие во многих его книгах тандема «старший — младший». Причём это не обязательно друзья-мальчишки, это могут быть и братья, и тандем «мальчик-девочка» (в том числе брат и сестра). Старший (как правило подросток) выступает по отношению к младшему, как защитник и наставник. Он не только защищает младшего (и более слабого), но и помогает ему стать смелее, увереннее в себе и своих силах. Такие тандемы можно найти во многих книгах Владислава Петровича: Генка Звягин и Илька («Та сторона, где ветер»); Лиза и Филя Кукушкин, Витька Мохов и Чек («Крик петуха»); Павлик и Майка Находкины, Галька и Лотик («Выстрел с монитора»); Ёжики и Юкки (Гусёнок) («Застава на Якорном поле»); Рома Смородкин и Сойка («Самолёт по имени Серёжка»), Кирилл Векшин и Митька-Маус («Колыбельная для брата»), Валька и Андрюшка («Валькины друзья и паруса») и многие другие. Причём иногда ребята в этом тандеме могут быть и одного возраста, но один из них психологически "старше", имея больший (а иногда и трагический) жизненный опыт. Примером может служить тандем Серёжка Сидоров и Рома Смородкин («Самолёт по имени Серёжка») или Яшка и Стасик Скицын («Белый шарик Матроса Вильсона»). Про последний тандем мне могут возразить: ведь Яшка — это вовсе не ребёнок, а маленькая звёздочка. Но, вспомните, ведь Яшка отказался от своёй звёздной ипостаси ради друга, став обычным мальчишкой.

    Первый опыт литературного творчества Крапивин приобрёл ещё в детстве, о чём писатель рассказал в повести «Остров привидения». Тогда же в детстве появились и первые стихи. Первым опубликованным стихотворением стала «Весна», напечатанная в 1956 году в газете «Тюменский комсомолец». А первый рассказ писателя был опубликован в журнале «Уральский следопыт» в 1960 году. Первой же опубликованной книгой стал сборник «Рейс “Ориона”» изданный Свердловским государственным издательством в 1962 году. Позже ранние (в том числе и студенческие) рассказы писателя были объединены в цикл «Мальчишки, мои товарищи».

    Фантастическая тема занимает лишь часть творчества Владислава Петровича. Один из самых ярких и увлекательных циклов писателя в этом жанре — «В глубине Великого Кристалла». Фантастический цикл о путешествиях в параллельных мирах, увлекательных приключениях в иных мирах и пространствах, где история течёт немного по-другому. Если взрослым героям цикла путешествия между мирами кажется чем-то невероятным, то для юных героев приключения в иных мирах вещь самая обычная. Близко примыкает к нему и другой фантастический цикл — «Легенды и были безлюдных пространств». Цикл также рассказывает о приключениях, порой опасных, юных героев цикла в загадочных, скрытых от обычных людей мирах со своими особенными временем, геометрией… Близко примыкают к этой теме и другие произведения автора: «Топот шахматных лошадок», «Оранжевый портрет с крапинками», «Кораблики», «Ампула Грина», трилогии «В ночь большого прилива» и «Голубятня на жёлтой поляне», повесть «Синий треугольник» и другие произведения. Писал Крапивин и «обычную» космическую фантастику, например, таковой является повесть «Я иду встречать брата».

    Как уже говорилось, Владислав Петрович пишет не только в жанре фантастики. Многие его произведения написаны в жанре весьма увлекательной и своеобразной «научно-фантастической» сказки (мини-цикл «Сказки поющего кота», цикл «Сказки о парусах и крыльях» и др.). Многие повести и рассказы — реалистические произведения из беспокойной ребячьей жизни (циклы «Алые перья стрел», «Альфа Большой медведицы», «Победители» и другие, отдельные повести и рассказы, такие как «Та сторона, где ветер», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата», «Болтик» и многие другие), где порой поднимаются весьма непростые вопросы о сложных взаимоотношениях в детском коллективе, о детской жестокости, о несовершенстве современной педагогики… Немало у автора произведений, рассказывающих о детстве писателя, прошедшим в г. Тюмень (цикл «Золотое колечко на границе тьмы», повесть «Непроливашка» и другие повести и рассказы, вошедшие в «мемуарный цикл» и сборник «Славка с улицы Герцена»). Несмотря на послевоенные трудности, Владислав Петрович вспоминает своё детство, как счастливейшую светлую пору своей жизни. Немалая часть произведений Крапивина посвящена и столь любимому им г. Севастополь, где автор впервые побывал в 1960 г. Это цикл «Шестая Бастионная», повесть «Давно закончилась осада» и другие. И в описании городов в повестях и рассказах писателя, в их улицах всегда легко узнаваемы Тюмень и Севастополь.

    В отличии от научно-технической фантастики А. Беляева или Г. Адамова, социально-политической фантастики И. Ефремова или братьев Стругацких, приключенческо-психологической фантастики Кира Булычёва или научно-популярной фантастики Е. Велтистова, фантастика В. Крапивина — это фантастика-мечта. Она не всегда научна, порой не логична, нередко переплетаясь со сказкой, где ярко проявляются свойственные миру детства чистота, доброта, искренняя дружба и светлая, «благородная» романтика, которых нам порой так не хватает во взрослой жизни.

    Ссылки, которые будут интересны поклонникам творчества Владислава Крапивина:

    Википедия
    Официальный сайт писателя
    Страница на сайте Мегабук

    

    © Дизайн контентного блока, текст статей и аннотаций: Mich




    Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов