-->
Миры фантастики
Вт, 19.03.2024, 06:28
Поиск

Сайт
Мобильная версия
Кнопка графической карты сайта
GlavBoard.ru доска объявлений www.copyright.ru

Меню сайта

Время
«00:00:00»

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Форма входа

Сообщества сайта

RSS-подписка

Подписка на Миры фантастики по Email


Орфография
Система Orphus

Мини-чат
 
200

Категории раздела
Структура сайта [6]
Добавление новых страниц, сервисов и т.п.
Новое на сайте [4]
Новые материалы на сайте
Разное [3]
Различные новости, так или иначе касающиеся тематики сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Сайт Романтики.ру
  • Сайт Хобби-лэнд

  • 
    Логотип Мир фантастики


    Миры, созданные советскими писателями-фантастами


    

    Мир Алисы - мир после ядерной войны?


    Не так давно я нашел в интернете интересную статью-комментарий к фильму "Гостья из будущего": Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после третьей мировой войны (копию статьи можно найти так же в Каталоге статей сайта Мир фантастики).
    Статья очень интересная, к тому же автор смотрит на фильм под необычным углом.
    Статья очень интересная, к тому же автор смотрит на фильм под необычным углом. Но, к сожалению, подвергнув статью, а также фильм тщательному анализу (а заодно и его литературную основу, так как считаю, что анализировать фильм-экранизацию в отрыве от него не имеет смысла, вынужден признать, что автор не совсем прав.
    Что бы не быть голословным - вот результаты моих изысканий.



    Рассмотрим рассуждения автора по пунктам:

    Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему?

    Действительно, Алиса и не скрывает, что свои предсказания она придумала (в романе она говорит это вообще прямым текстом). Почему? Очень просто: Алиса не знакома почти ни с кем из этих ребят в будущем, ведь Алиса живёт через сто лет после момента расставания, а это очень большой срок. И если даже кто-то из ребят стал знаменитостью, Алиса могла об этом не знать в силу возраста (в детстве мало кого интересуют авторитеты).

    Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир...

    Спокойный и комфортабельный... Очень спорное утверждение. Для этого посмотрим в исторические хроники. 1912 год. Год разгара войн за передел мира. Итало-турецкая война, Первая Балканская... Ленский расстрел... И не только конкретный год, всё начало нового ХХ века - эта череда кровавых войн, революций, бунтов и восстаний... Не так давно завершились Англо-бурская, Русско-японская войны, Первая русская революция... Новые капиталистические империи подошли вплотную к вершине экономического развития и дальше... Либо пассивное расширение (ресурсов, рынков сбыта и т.д.) за счёт соседей, либо переход на новую систему экономических отношений, отличную от классического рынка, либо всё...
    И новые империи остервенело ринулись на делёж, т.к. переход к новой экономике для них был равносилен гибели. Восстания в Индии, Африке, Ирландии, война в Афганистане. Первые экологические беды из-за распространения двигателей внутреннего сгорания, всеобщее предчувствие надвигающейся катастрофы, выраженные в том числе в искусстве, техногенные и транспортные катастрофы ("Титаник", например). И грянувшая вскоре после этого Великая война (оказавшаяся лишь разминкой перед кошмаром Второй мировой). Спокойный, комфортабельный мир... Конец ХХ и начало ХХI веков в этом отношении, несмотря на все беды этого неспокойного времени, производит впечатления гораздо более комфортного и уютного мира, чем 1912 и последующие...

    ...могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

    Вопрос не совсем корректно поставлен. А могла ли Алиса помнить про это? Ведь это для нас бурные 90е и 2000е - наша жизнь, а для неё? Прошло сто лет, для Алисы эти события всё равно, что для нас Первая мировая война. Да вроде бы слышали. Да, вроде бы где-то читали. А даже представить себе толком не можем... Вот и для Алисы - это всего лишь строчка из учебника, возможно даже не самая интересная, лишённая какой бы то ни было эмоциональной окраски, и давно уже напрочь забытая во время летних каникул.

    Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят.

    Честно признаться здесь я не совсем понял доводы и рассуждения Карена Эдуардовича. Вообще-то погибает Алексей Фомкин, а не Коля Герасимов. В этом случае получается что и Алиса вообще всех обвела вокруг пальца - ведь она вовсе не из будущего, а наша современница и в начале ХХI века будет не космобиологом, а обычным микробиологом в институте им. Гамалеи. А Полина, изображающая супергероя - простая модель. Получается какая-то нестыковка: с анализа фильма и киноперсонажей мы внезапно перескочили на судьбы актёров.

    Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.

    Ну насчёт медицины... Аргументы довольно спорны. В фильме уровень развитие медицины не виден и его непосредственная связь с какими бы то ни было катастрофами не очевидна. Развивается медицина семимильными шагами обычно в мирное время, до войны. Во время войны успеть бы поставить на ноги раненных и поражённых. Иллюзия прогресса медицины достигается за счёт того, что в военное время становятся общедоступными медицинские технологии, в мирное время секретные (военная фармакология), находящиеся в стадии испытаний, разработки и т.д. и т.п. В военное время уже не до испытаний и детальных разработок, спасти бы раненных. Если развитие и идёт, то только в довольно специфических областях: травматология, комбустиология (терапия ожогов), токсикология и радиология, военная эпидемиология и инфекционика. А после войны наступает застой или даже регресс (в областях не востребованных военно-полевой медициной). И если во времена Алисы медицина процветает, значит войны уже не было по крайней мере лет пятьдесят.

    И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления...

    Ну особо потрясающих физических возможностей Алиса как раз и не проявляет (кроме разве что прыжка в длину, чему впрочем при желании можно научиться и в обычном спортзале), даже бегает "по-девчачьи" растопырив руки (при этом обратите внимание на Юльку - она бежит как заправский спортсмен: руки-поршни, взгляд вперёд, не девочка, а машина!). А потом, вспомните слова Алисы: Каждый может научиться. Ведь научилась же Оксана Компаниец, наша современница, дублировавшая Наташу Гусеву в трюковых съёмках. Прыжок из окна... Вспомните, как лихо сигают из окна второго этажа Коля и Фима. Из окна второго этажа старого дома! Потолки в этих домах были выше и прыгали ребята с высоты почти третьего этажа (учтите ещё достаточно высокий цокольный этаж (на его высоту указывает высота зала с машиной времени, при этом лестница, по которой спускается Коля, имеет стандартные пролёты) и, то что здание стоит на склоне, а ребята прыгают в сторону его понижения)! И даже не захромали... Я в детстве то же проделал нечто подобное, прыгнув с фидерной вышки, и ничего. Никаких особых "спецназовских" навыков для этого не нужно, главное правильно сгруппироваться, а этому, кстати, учили на физкультуре в школе в конце ХХ века. Скорость мышления... Да, действительно, скорость мышления Алисы и быстрота ориентации в ситуации удивляет, но проявляются эти способности у неё только в том случае, если Алиса сосредоточена на задаче, для этого достаточно вспомнить эпизод в комнате с Колей: сосредоточившись на бесчувственном мальчике, Алиса теряет из виду и пиратов и миелофон, в результате чего последний абсолютно неожиданно для девочки оказывается в руках Весельчака, но некий гипотетический "спецназ будущего" тут не причём. Просто Алиса воспитана в духе фронтира. Давайте вспомним время, в котором она живёт: полёты в глубокий космос, исследования новых миров, расширение границ познания, в общем то, что американцы называют одним словом - фронтир. Алиса действительно быстро принимает решения, но Третья мировая война тут не при чём, Космос не прощает ошибок. Путешествуя на "Пегасе", комфортабельном экспедиционном корабле, в обществе собственного отца восьмилетняя Алиса тем не менее дважды оказывается на волосок от гибели, и спасается буквально чудом ("Путешествие Алисы"). Тут хочешь не хочешь, а научишься думать мгновенно.

    Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа?

    Нет, не было. Какие-то ни было "боевые навыки" у Алисы отсутствуют полностью: от погони уйти не может, слежку видит в последний момент, когда её не увидит только слепой (впрочем это не вина Алисы - ведь она всего лишь маленькая девочка, а не боец-оперативник). Да и способ маскировки "под женщину " в плаще мог придумать только наивный ребёнок. Встреча с пиратами в больнице приводит Алису (судя по выражению лица) в дикий ужас (в чём позже Алиса честно признаётся Юле), да и в заброшенном доме Алиса "без боя" отдаёт миелофон пиратам, будучи в полном ступоре от неожиданной встречи. А ведь если посмотреть на школьников ХХ в., то порой они действуют гораздо эффективней и "круче" Алисы. Вот например:
    Коля Герасимов: вспомним, как ловко он похищает у пиратов миелофон и после этого не только ухитряется уйти от погони, но скрыться так, что пираты находят его далеко не сразу. И стойкость Коли в плену у пиратов поражает.
    Юля Грибкова... Вот настоящий "полководец в юбке": Она хороший "стратег" и аналитик: моментально вычисляет Колю Герасимова, устроив тому настоящий "допрос с пристрастием"; ещё не успев до конца поверить Алисе, уже начинает анализировать ситуацию и намечать дальнейшие действия; просчитывает свои действия на несколько шагов вперёд с безупречной логикой (ведь именно Юлька организует и успешно осуществляет побег из больницы), умело уходит от погони, теряясь в толпе и уводит Алису; мгновенно ориентируется в сложной ситуации, принимая единственно верное решение (вспомните ситуацию с физруком и Мартой Эрастовной: Алиса заметно растеряна, а ещё несколько секунд назад отчаянно сопротивлявшаяся Юлька, моментально оценив ситуацию и свои шансы, прекращает "боевые действия" и, сохраняя хладнокровие, запрашивает "идентификационную информацию"). А когда ситуация становится критической тут же организует из одноклассников поисково-спасательный отряд (в то время как Алиса, очертя голову, бросается в погоню, поддавшись эмоциональному импульсу). И этот отряд действует очень успешно, медленно, но неуклонно двигаясь к цели (при этом обратите внимание на ребят: каждый чётко и без лишних вопросов выполняет поставленную "командиром" задачу, как заправские бойцы).
    Коля Садовский... Вот кому позавидуют профессиональные психологи. Вспомните, как ловко он (а вовсе не Алиса) раскалывает Ишутина, или разговор с пиратами: не успел Весельчак и глазом моргнуть, как ситуация оказалась под полным контролем Коли. А ведь они школьники ХХ в. и никакую "спецподготовку" не проходили. Создаётся впечатление парадоксальной ситуации: эти школьники вовсе не школьники ХХ в., а посланный в помощь бойцу А. Селезнёвой "спецназ" из будущего во главе с офицером-разведчиком Ю. Грибковой!

    Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер... 

    Опять не соглашусь с Кареном Эдуардовичем. Как раз оружие-то и развивается в мирное время, а в военное... Вспомните немецкие эрзац штыки, склёпанные из листового железа, пистолет-пулемёт "Эрма", созданный во время войны, ложа которого была сварена из водопроводных труб, или наши грузовики с газогенератором и фанерной кабиной. Здесь опять та же иллюзия, что и с медициной. Просто в военное время востребованной становится техника, в мирное время бывшая секретной, или находившаяся в стадии разработки. Развивается в военное время только техника, имевшая задел ещё до войны (например, знаменитый Т-34 Кошкина и "Катюша" были разработаны до войны).. Кстати о бластере... В Алисины времена это вообще-то уже довольно старое оружие. Ведь первые бластеры появились на вооружении Советской армии ещё в 70е. Предназначались они для экипажей боевых орбитальных станций (Алмаз, Скиф, Каскад), а так же боевых и военных космических кораблей (ТКС, Союз-ВИ, ВИК "Звезда", Спираль и др.). Назывались "Оса" и делались в виде пистолета и револьвера, накачка была "прямая" от вспышки циркониевой фольги в кислородной атмосфере. Магазин вмещал десять таких "фотонных" патронов (у револьвера шесть). Тогда же, в конце 70х появились и другие лазерные системы: подвижные лазерные установки ("лазерные танки") "Стилет" и "Сжатие", зенитная лазерная установка "Сангвин", ударный авиакомплекс А-60, лазерные комплексы "Омега", "Омега-2" (стационарные) и "Омега-2М" (подвижный грунтовый) (которым сбивали спутники и ракеты, впрочем можно было палить и по наземным целям, по принципу работы установка была гиперболоидом) и его мирные потомки (ими резали базальтовые горные породы и металлические конструкции) МЛТК - 20 и МЛТК - 50, комическая пушки "Полюс" и "Поток", стационарный комплекс "Терра-3", "лазерные крейсеры" "Форос" и "Диксон", комплекс "Аквилон" и "Аквилон-2"для малых морских и речных боевых кораблей и катеров и многое др. Правда все они, за исключением бластеров Оса, Омеги и Терры, а так же комплекса "Аквилон" были опытными. А первый боевой гиперболоид испытал профессор А.Цимлянский ещё в далёком 1927 году (с двухсот метров резал корабельную броню), став прообразом инженера Гарина. А первые опыты с защитным полем начали вести ещё на рубеже ХХ и ХХI вв. Так что третья мировая здесь ни при чём...

    Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой

    Вообще-то флип и флаер (как ни странно, но описания этих летательных аппаратов я встречал не только у К. Булычёва и все фантасты описывают их совершенно одинаково) это совершенно разные летательные аппараты.
    Флаер ("леталка") - имеет аэродинамическую форму, летает используя электромагнитную левитацию, а для горизонтальной тяги - МГД-ускоритель. Крыльев нет, зато имеются несущие стабилизаторы и горизонтальное и вертикальное оперение. Управляется автономно (пилотом или автоматически). Прообразом флаеров многие считают летательные аппараты П. Моллeра М-200, М-300, М-400.
    Флип ("прыжок") - аппарат, использующий антигравитационный конвертер. Управляется централизованной диспетчерской системой, являясь частью городской транспортной системы и не может покинуть зону контроля. Пассажир лишь задаёт начальный и конечный пункт назначения (ручное управление берётся только для точной посадки или аварийного маневрирования, при этом автоматика имеет больший приоритет и флип может быть принудительно переведён обратно на автоматический режим). Поэтому в отличии от флаера флипом смог управлять даже Коля, не имеющий понятия о технике будущего.
    Как видно из названия полноценно летать может только флаер, а флип может только "прыгать" между исходным и конечным пунктом назначения. Кстати, eсли внимательно смотреть фильм, то в сцене, когда Коля садится в флип, обменявшись приветствиями с девочкой с медведем, можно заметить пролетающий над ними флаер. О том, что это разные аппараты говорит и указатель в Космопорту (если внимательно смотреть фильм, то указатель виден за аркой, ведущий из зала вылета в терминал выхода в город, под указателем "Выход в город", стрелки на нём показывают в разные стороны (флипы и флаеры базируются на разных площадках).
    Как боевая машина флип абсолютно бесполезен. Во-первых скорость и манёвренность оставляет желать много лучшего (впрочем для городского транспорта она очень даже неплохая). Второе: очень плохой обзор (нет обзора нижней и верхней полусфер, оглянуться мешает подголовник, а зеркало или перископ не предусмотрены). Третье: кресло снабжено высоким подголовником и жесткими подлокотниками. Для боевой машины это существенный минус: подголовник мешает оглянуться (кстати от боевых травм такой подголовник, увы, не защитит), а что бы развернуть кресло требуется время , что в бою может стоит жизни, подлокотники мешают быстро выскочить из подбитой машины (именно для этого, для быстрой эвакуации в армейских "джипах" нет дверей). Дверь достаточно узкая (Коля не сразу ухитряется сесть в кресло) к тому же кресло несколько смещено относительно двери. А вот для мирной машины это наоборот плюс: кресло с высоко спинкой защитит неподготовленного (на флипе летают простые горожане, в т.ч. дети, а не лётчики) пассажира от травм (прежде всего "хлыстовой") при аварии, подлокотники не дадут пассажиру случайно вывалится из кабины, например при неудачном маневрировании. Этому же способствует и зауженная дверь и небольшое смещение кресла. Четвертое - низкая прочность флипа (вспомните, как лихо вылетает стекло аппарата, когда пираты таранят им дверь института времени, а ведь она сделана всего лишь из листового пластика и стекла). Она достаточна для защиты пассажира при аварии, но абсолютно недостаточна для боевого аппарата.

    Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека... общество нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных...

    Вертер выдержал 4 попадания. Но вывод автора о том что этот робот - бывшая боевая машина необоснован. Почему? Давайте для начала вспомним что за оружие бластер (лазер) и каково его боевое действие. Бластер - это мгновенно срабатывающее лазерное устройство с прямой накачкой активного оптического элемента. Для накачки, как правило, используются т.н. "фотонные заряды", т.е. одноразовые химические лампы вспышки,либо пиротехнические термосветовые заряды, дающие при подрыве яркую вспышку (световой импульс). Например в советских бластерах "Оса" для этого применялась пиротехнический заряд-вспышка, в котором свет давала сгорающая в кислороде циркониевая фольга. Отсюда (от английского blast - "подрывать, взрывать") и название устройства. И кстати бластер - это вовсе не обязательно оружие, бластерами называют любые устройства (как боевые, так и технологические), имеющие прямую "фотонную" (пиротехническую или лучевую) накачку. Вертер выдержал четыре опадания, которые разрушили каменные колонны? Разумеется он их выдержал, иначе и быть не могло. Колонна - это сплошной камень, попадая в него, луч бластера, имеющий высокую температуру, нагревает его и, при достижении определённой температуры, вызывает "взрывное кипение" материала колонны. Именно это взрывное кипение и приводит к взрыву колонны. Вертер - это не сплошной кусок железа. Это "коробка", начиненная электронными платами, проводами, механизмами и пр. Луч, попадая в него всего лишь прожигает корпус и сжигает некоторые, попавшиеся по пути блоки и детали. В конце концов бластер выжег "жизненно-важные" детали, что и привело к выходу из строя робота (погибнуть Вертер не может по определению - он всего лишь машина). Походка паралитика? Для шагающий машины имеющей две опоры и вертикальный корпус - это самая устойчивая походка, в каждый момент времени обе опоры касаются пола и разнесены по разным опорным осям. Вспомните японского "Ашимо" и его аналогов, почему они не выпускаются серийно. Причина не в дороговизне (при массовом производстве робот будет дёшев) или ненужности (ведь "Ашимо" кроме демонстрации себя публики, увы, ни на что не способен). Причина в недостатках конструкции и прежде всего неустойчивой "походке" (японский робот может ходить лишь по идеально ровной сцене). А Вертеру при такой походке не нужны даже механизмы, специально регулирующие центры тяжести. Почему робот бросился на защиту Коли и при этом не убил пиратов? В "Ржавый фельдмаршал", сказано, что защита человека при любых обстоятельствах - это одна из основных программ поведения любого робота будущего. Вертер лишь выполнил зашитую в него программу действий, как любой робот будущего.

    А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно. Bспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

    Война кончилась совсем недавно? Спорно. И вот почему. Смысл массированных стратегических ядерных ударов и состоит в том, что бы страна-цель уже не смогла восстановиться, что обеспечит противнику быструю победу. Но мы не видим никаких следов разрушений ил поражения населения, дед Павел благополучно дожил до 132х лет. Никаких следов т.н. "ядерной зимы": над Москвой светит солнце, а в апреле уже настолько тепло, что Алиса ходит по Космозо в лёгком летнем платьице. И ведь не только всё полностью восстановили но из каких-то два-три года (учтём возраст "подозрительных" школьников и Алисы): изобрели машину времени и полностью освоили путешествия во времени, освоили телепортацию (мгновенный автобус, с помощью которого Коля в мгновение попадает из Москвы на Чёрное море), научились управлять гравитацией (флип), создали квазиразумных биороботов с исскуственным интеллектом (Вертер), освоили межзвёздные перелёты со сверхсветовыми скоростями (в Космопорту встречают уже третью звёздную экспедицию, в которой участвуют современники Алисы (дед Павел говорит Коле, что капитан экспедиции - его сын)), при этом межзвёздные полёты регулярны (Космозо наполнен экспонатами, Алиса рассказывает Юльке, что не раз бывала не только на Луне и на Марсе, но и в глубоком космосе, а если в глубокий космос летают даже маленькие дети, значит эти полёты уже обыденность), установили дипломатические отношения с несколькими инопланетными цивилизациями и распостранили на них своё культурное влияние (пришельцы с Альфы Центавра, интересующиеся детством Пушкина), развили генетику настолько, что способны полностью изменять фундаментальные свойства живых существ без вреда для последних (козёл Наполеон) и наконец создали миелофон (из-за которого, собственно, и разгорелся весь сыр-бор). Очень непохоже, что совсем недавно (учитывая возраст "подозрительных" школьников и время необходимое для столь фундаментальных разработок, как устройства антигравитации или темпоральных перемещений, которые ведутся уже больше 50ти лет и пока увы...) закончилась исключительно жестокая и кровавая война...
    Кстати о "маниакальной подозрительности" школьников. По-моему её прекрасно объяснила одна из девочек (вспомните фразу о детсадовце, едва не погибшем в "грузовике"). И эта подозрительность совсем не помешала Коле проникнуть в служебные помещения космопорта, которые совсем не охраняются. В фильме этот эпизод урезан, в романе Коля не только выходит на лётное поле, но и проникает на почтовый корабль, следующий на Марс (определив его, как и советовали "подозрительные" школьники по эмблеме). И только встреча с пиратами нарушает его планы.

    Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице долбаков из спецназа) - посылают ловить пиратов.

    В фильме не указана профессия Полины (в романе "Сто лет тому вперёд" Полина вообще не фигурирует, она персонаж повести "Пленники астероида"). Полина не историк, она - Куратор инопланетного отдела Института времени. Пираты то же инопланетяне, вот и послали на их поимку специалиста, к тому же противопоставить что-либо Полине (следуя из фильма) пиратам воoбщем-то нечего. Что она делала в ХХ в.? Посмотрите журналы 70х-80х: одни НЛО и пришельцы, для изучения вопроса в ХХ в. послали специалиста.

    Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так? ).

    Не совсем так. Давайте вспомним точные слова Вертера: сдать Колю в музей и погубить репутацию Полины и не более того. Согласитесь, что всего от одного слова фраза приобретает совсем иное значение.

    Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь.

    А был ли смысл маскироваться? Выслеживать никого не надо (это сделали Алиса и её друзья), а школьникам ХХ в. всё уже известно. Да если они и проболтаются... Вам просто никто не поверит - отвечает на этот вопрос школьников Полина. Как видите всё очень просто. К тому же одежда Полины - это, судя по всему, защита от лучей бластера (ведь не на прогулку в парк она пришла).

    Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон. С какой скоростью он мобилизуется?

    Коле довольно долго приходится ждать и тормошить деда Павла, пока он придёт в себя и начнёт адекватно реагировать на окружающую действительность. Да и в дальнейшем, после разговора с Колей, дед Павел вновь оказывается "в нокауте". Впрочем ничего необычного в этой сцене не происходит: старый человек после сильного душевного потрясения. А про пиратов дед Павел мог просто вспомнить: ведь наверняка он знал про экспедицию капитана Кима по ликвидации пиратской базы (о которой упоминается в "Путешествии Алисы"). Для того что бы оценить опасность в такой ситуации вовсе не обязательно иметь спецподготовку.

    Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому.

    Давайте точно вспомним, что именно сказал дед Павел Коле, потому что в этом ключ к дальнейшем сценам и их интерпретации. Он попросил Колю предупредить Алису об опасности (!). Не помать пиратов, не уничтожить их, не спасать миелофон, не отобрать его у пиратов (всё это гораздо профессиональнее сделает полиция!), а всего лишь предупредить девочку Алису о грозящей ей опасности (потому что полиция не всегда можнет быстро развернуться (и это не всегда вина полиции, как бы плохо мы ни думали о ней), за это время Алиса может быть ранена или погибнуть). И здесь напрашивается ещё один вывод, который идёт вразрез с выводами уважаемого Карена Эдуардовича. Опять вспомним о том, что сказал Коле дед Павел: Алисе угрожает смертельная опастность!. Не миелофону, а Алисе! Хотя, если исходить из вывода, что мир Алисы - это жёстко-рационалистический мир человечества, пережившего глобальную военную катастрофу, "рационалистическое" общество должно прежде всего требовать от своих граждан полного, абсолютного самопожертвования: прежде всего спасти ценнейший прибор, который даст значительное преимущество в борьбе с врагом! А гибель девочки... Всего лишь будет выведена из строя или уничтожена одна из миллионов "автономная тактическая единица" - Вечная слава героям! Родят новую, общество не пострадает. Жестоко, ценично? Да, зато абсолютно рационально. Так должно было бы быть, если перед людьми со всей жестокостью вставал вопрос выживания в военной катастрофе (которой, безусловно является глобальная ядерная война). Карен Эдуардович достаточно ёмко показывает это в анализе действий Электрона Ивановича. Но в фильме мы видим совершенно противоположную ситуацию: деду Павлу плевать на миелофон (да пусть он сгорит!), но его беспокоит, то что может серьёзно пострадать маленький ребёнок, дочь его друга. Да и от Коли он требует только предупредить её, но не предпринимать никаких активных действий.

    Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей . И два матёрых вооружённых пирата. А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.

    Спорно. Причина подобной реакции Крыса может быть совсем в ином. Если уж обычные дети с лёгкостью нашли их логово, то специалистам из ХХI в. это сделать ещё проще. К тому же пираты знают, что согласно существующим правилам (см. "Древние тайны") путешественника во времени (тем более ребёнка) отслеживают из будущего, а в случае с ребёнком-хрононавтом где-то рядом обязательно есть куратор. У Алисы то же есть куратор (в фильме он не показан, в романе он так же явно не указывается, но при внимательном чтении его не трудно вычислить среди персонажей). Впрочем, опасения пиратов вполне оправдываются: Полина появляется "на сцене" (в романе это Николай Николаевич - смотритель машины времени) исключительно вовремя, т.е. Алису и её друзей действительно отслеживали из будущего, что бы в нужный момент вмешаться в ситуацию.

    Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.

    Здесь с автором можно полностью согласиться: пираты не стреляют по детям, потому что знают, что в случае их гибели получат адекватное наказание. Но дело здесь не в милитаризации общества (в этом случае ситуация была бы прямо противоположной: уничтожение "вражеских" детей, которые подрастая стали бы бойцами вражеской армии было бы расценено на родине как подвиг). Дело здесь в жесткости и неумолимости Закона в обществе будущего (к чему, я надеюсь мы всё-таки придём), и гарантированом и жестоком (пропорционально преступлению, без гуманитарных соплей) наказании.

    Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.

    По-моему Электрон Иванович только ближе к концу операции, так сказать, "врубился" в ситуацию: что собственно происходит и что от них с Наполеоном хотят . Плоховато для "спецназовца". К тому же позволил себя связать практически без сопротивления. Вспомните, что Коле довольно долго пришлось на бегу объяснять ситуацию и втолковывать её в "квазиразумную" (говоря простым языком абсолютно бестолковую) голову говорящего козла.

    Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены.

    Вот как раз о том, кто такие пираты земляне напрочь позабыли. Вспомните реакцию деда Павла на сообщение Коли о виденных им пиратов, Для деда Павла, как и для большинства землян пираты всего лишь персонажи приключенческих книг для подростков. А вот с последней фразой в этой цитате можно поспорить. Кто такой электрон Иванович? Фильм по сравнению с романом сильно урезан, поэтому о профессии многих персонажей можно только догадываться, хотя в романе это упомянуто (например дед Павел - сотрудник гидрометеорологической службы). А ведь это ключ ко многим непонятным ситуациям. Электрон Иванович - главный инженер Космозо, он отвечает за системы жизнеобеспечения парка и создание для его обитателей оптимальных комфортных условий. И ему по причине своей специальности приходилось иметь дело с существами (в том числе и квазиразумными) которые будут поопаснее космических пиратов (один малый звёздный дракончик чего стоит (см. "Путешествие Алисы")). Так что если дело дойдёт до стрельбы (кстати бластер в таких зарослях как парк Космозо в качестве оружия бесполезен, это оружие открытого пространства), мало шансов уцелеть (по крайней мере не попасть в плен), как раз у пиратов. Но причина этого, как уже было сказано не какая-то гипотетическая спецподготовка гл. инженера, а особенности его вполне мирной профессии.

    Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандо.

    Вообще-то такая маскировка веточками - это "тактика" детей, играющих "в войну", но никак не спецназа (у которого есть менее наивные способы маскировки).

    Следующий - робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.

    Вообще-то Вертер не только уборщик, но и совмещает в себе и функции охранника, так что встать на пути пиратов - это его работа.

    А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен.

    Насколько я помню Коля - это мальчик из прошлого, т.е. нашего времени. Так что никакой спецподготовки (которую следуя логике "поствоенного общества" проходят все школьники будущего) не проходил. А из этого следует вывод нивелирующий все последние доводы в пользу "постъядерной версии": так может себя вести и наш современник и какой-то спецподготовки для этого не надо, достаточно иметь определённый моральный уровень, достигаемый обычным воспитанием.

    В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать.

    Вообще-то "командование" переходит в руки Коли Сулимы, с чем он блестяще справляется, а Алиса по прежнему идёт в кильватере, лишь однажды взяв инициативу в свои руки: при проверке квартир с миелофоном, но здесь причина в том, что никто, кроме Алисы не умеет с ним обращаться.

    Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.

    Давайте для начала вспомним, что за интересный прибор держит в руках Алиса? А ведь в руках девочки из будущего миелофон, аппарат для чтения мыслей. С такой аппаратурой расколоть допрашиваемого не так сложно, ведь все его мысли видны нам как на ладони. Важным здесь становится именно ход мыслей допрашиваемого. И для успеха необходимо направить их в нужное русло, предварительно психологически подготовив объект исследования, с чем блестяще справляется Коля Садовский. Алисе остаётся лишь задать нужные вопросы. Поэтому правильнее было бы сказать, что Ишутина расколол всё же Коля, а не Алиса.

    Окончание
    Понравилась ли вам статья?
    Всего ответов: 3

    

    © Дизайн контентного блока: Михаил Клыков; текст статей и аннотаций: Михаил Клыков и Вера Клыкова




    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования