Братья Вершинины родились в небольшом сибирском городке. И их детство и юность, как и у многих мальчишек и девчонок 30х - 40х гг., оказалось опалено войной. Но для Дмитрия (осевшего после войны в Гродно) и Алексея война не окончилась в 1945. Ведь ещё остались в белорусских лесах те, кто служил оккупантам.
Написана в соавторстве с Сергеем Петровичем Крапивиным
Алые перья стрел
(повесть)
1937 г. Житель сибирского городка Митька Вершинин занимается в стрелковой секции и уже в неполных 12 получил "взрослый" значок Ворошиловского стрелка. А ещё он и его
друзья организовали отряд "Алые перья стрел", чтобы бороться с несправедливостями. И никто из ребят ещё не знает, что всего через четыре года начнётся война, с которой не все из них вернутся.
Каникулы Вершинина-младшего (Вершинины старший и младший)
(повесть)
1945г. Снайпер Дмитрий Вершинин после ранения осел в Гродно, где стал комсомольским работником. К нему на каникулы приехал младший брат Алексей двенадцати лет от роду. В городе Лёшка познакомился с местными ребятами — 15-летним Михасем, 13-летним Казиком и ровесником Стасем, контуженным во время боёв за город. И вскоре ребята оказались втянуты в детективную историю, связанную с оставшимися в белорусских пущах бывшими пособниками фашистов…
Шесть лет спустя (Пять дней шесть лет спустя)
(повесть)
Прошло шесть лет. 19-летний Алексей Вершинин вновь приехал в Гродно в гости к брату. Там и встретился с повзрослевшими друзьями: прибывшим на побывку десантником Михасем, благополучно излечившимся от контузии и ставшим матросом Стасем, а так же Пашей, девочкой, в которую Лёшка влюбился ещё тогда — шесть лет назад. В районе тревожно — недалеко граница, и недавно здесь пролетел самолёт с Запада без опознавательных знаков. И, возможно, в район был заброшен диверсант. Так Лёшка и его друзья (в том числе и младший брат Паши 11-летний Варфоломей) оказались втянуты в опасные приключения. Но самым страшным было не это, а то, что диверсантом оказался последний из четвёрки мальчишек, познакомившихся тогда на Немане — Казик, уехавший с родителями на Запад и завербованный британской разведкой.
В ночь большого прилива
(трилогия)
Трилогия о верной мальчишеской дружбе. Главный герой, молодой драматург Сергей попадает в странный мир, где живут два мальчишки — Иту Лариу Дэн
и его маленький братишка. Познакомившись с ними во сне, он попадает в их мир наяву, загадочным образом вновь становясь двенадцатилетним мальчишкой.
Трилогию можно считать предтечей цикла «В глубине Великого Кристалла». В трилогии впервые появляются параллельные миры, Переход, возможность изменить прошлое действиями в будущем, упоминается тема Дороги и вечный жемчуг (из такой жемчужины вырастила кристаллик Яшку (ставшего мальчиком) мадам Валентина, героиня цикла). А Иту Лариу Дэн стал прообразом легендарного Юхана-трубача. Повествование ведётся от первого лица. Трилогия послужила основой для пьесы "В ночь большого прилива"
Далёкие горнисты
(рассказ, 1969г.)
Однажды Сергею приснился сон, в котором он, ставший вновь двенадцатилетним мальчишкой встретил в городе детства двух мальчишек, братьев,
потерявшихся во времени…
В ночь большого прилива
(повесть, 1977г.)
Продолжение рассказа «Далёкие горнисты». Сергей вновь встретил Дэна (Валерку) и его брата, теперь уже наяву. И странным образом попал в их мир, вновь став мальчишкой. И это был не сон, а самая настоящая явь. В городе Валерки всё предрешено, в том числе и власть Канцлера. И Серёжа решил помочь мальчишкам странного города…
По мотивам повести отрядом "Каравелла" был снят кинофильм "В ночь большого прилива"
Вечный жемчуг
(повесть, 1977г.)
Продолжение повести «В ночь большого прилива» и окончание трилогии. Сергей и его маленький друг Володька вновь попадают в мир Валерки. Валерка вырос и уходит штурманом в плавание. Но как оказалось, эта встреча последняя — Земля и планета Валерки расходятся. Но нет преград верной дружбе — Володька находит способ
навеки связать обе планеты…
Голубятня на жёлтой поляне
(трилогия)
Трилогия, рассказывающая о борьбе людей с цивилизацией паразитов, Теми, Которые Велят. И первыми на борьбу с пришельцами поднялись дети…
Однажды на вахте, когда в рубке был только космонавт Ярослав Родин, на мостик космического крейсера СКДР-9 пришёл мальчик лет одиннадцати по имени Игнатик. Ярослав пошёл вслед за необыкновенном гостем и оказался… в голубятне посреди жёлтой от одуванчиков поляны. Оказалось, ребята играли и придумали отважного космического разведчика Яра. И это странным образом совпало с жизнью Ярослава. Но это было лишь одно из странных совпадений. И Ярослав остался с ребятами, чтобы выяснить всё до конца. А ещё, чтобы защитить ребят от смертельной опасности, от Тех, Которые Велят…
Действие повести разворачивается на "параллельной" Земле.
Праздник лета в Старогорске
(повесть, 1984г.)
Однажды трое друзей: Гелька Травушкин, Юрка и Янка встретили на станции странного человека. Оказалось, что незнакомца зовут Глеб и он — журналист, ехавший из районного городка Колыча в детский лагерь, чтобы написать репортаж для местной газеты. Всё бы ничего, только вот городка Колыча нет ни на одной карте… И рассказы Глеба о его жизни звучат как-то странно, будто бы Глеб явился откуда-то из прошлого века, когда ещё не было ни Дальней разведки, ни марсианских колоний. Но это оказалось лишь первое странное происшествие. Знакомый робот Ерёма (сбежавший когда-то с выставки) решил сделать себе сына, роботёнка Васю. Но как обеспечить его энергией? И Ерёма вспомнил о странном рецепте, позволявшем изготовить "вечную искорку". Ребятам удалось зажечь искорку, но оказалось, что она нужна не только Ерёме, но и кому-то ещё… Врагу, странному и безжалостному… Например, такому, как тот зловещий Клоун, повстречавшийся Гельке в городском парке…
Повествование ведётся от лица Гельки. Действие повести разворачивается в будущем, за несколько лет до старта СКДР-9 и Ярослава Родина.
Мальчик и ящерка
(повесть, 1985г.)
Те, Которые Велят решают заключить соглашение с Ярославом Родиным — им нужна "искорка", созданная Гелькой и его друзьями. Искорка хранится у попавшего на "параллельную" Землю Глеба. И благодаря Глебу Яр узнаёт о восстания Морского лицея и тайне Тех. А тем временем Гелька и Янка узнают, как победить Тех, Которые Велят — надо разорвать кольцо времени, моделью которого (а Тем, чтобы сделать хоть что-то необходима модель, иначе они — ничто) является рельсовый путь на таинственном Мосту…
Повесть объединяет сюжет первых двух.
Интересен финал повести. Вроде бы Гелька должен разбиться, упав с Моста, но… Логика сюжета диктует иное: взрыв рельсов разрывает Кольцо и отменяет все последствия действий Тех, Которые Велят (оживает Город, ветерки вновь становятся живыми мальчишками, оживает мальчик с ящеркой) и, в том числе, отменяет и возможную гибель Гельки: ведь нет и Моста, с которого он упал (Мост исчезает раньше положенного времени).
Острова и капитаны
(трилогия, 1984 - 1987г.)
Трилогия о человеческих судьбах, подобных островам в бескрайнем океане. Об их сложном переплетении, из которого складывается само Время. И которое отсчитывает старый корабельный хронометр. О человеческом одиночестве и равнодушии, ломающем судьбы, в том числе и детские. О совести и чести. О становлении мальчишечьих характеров, которые не смогли сломать взрослые, показанное через судьбы трёх поколений мальчишек: Толика Нечаева — мальчишки 40 - 50х, его племянника, Миши Гаймуратова (Гая) — мальчишки 60х и сына, Егора Петрова — мальчишки 70 - 80х гг.
Сквозной линией через сюжет идёт история рукописи романа "Острова в океане", написанного одним из героев трилогии — А.В. Кургановым и "судьба" старого морского хронометра, принадлежавшего Курганову, связавших три поколения.
Хронометр (Остров Святой Елены)
(роман)
Однажды десятилетний Толик Нечаев познакомился с удивительным человеком. Арсений Викторович Курганов пишет книгу о первом кругосветном плавании русских моряков. О Крузенштерне, Резанове и др. участниках плавания написано много. Но книга Курганова необычна — он пишет о том, о чём молчали другие. О взаимоотношениях людей, надолго оторванных от дома. О ссоре Резанова и Крузенштерна, о трагедии лейтенанта Головина, посчитавшего себя преданным Резановым. И чувстве вины за это, терзавшем Крузенштерна. И эта книга заставила Толика задуматься о себе, ведь и его тяготила вина: испугавшись грозы он покинул друзей из ребячьего отряда "Красные робингуды". И теперь их командир Олег считает его трусом и "дезертиром". А может и не были они друзьями Толика?
Первая книга трилогии, действие которой разворачивается в 1948 г. Роман является "книгой в книге" — на его страницах звучат отрывки романа "Острова в океане", написанной Кургановым. Мысли Толика о связи хода хронометра (доставшегося ему в наследство от Курганова) с "ходом" человеческой судьбы напоминает беседу Мару и Васи о Всемирном Пространстве Колес, управляющем судьбами всех живущих ("Колесо Перепёлкина").
Граната (Остров капитана Гая)
(роман)
Прошло двадцать лет. Толик Нечаев стал инженером и исполнил свою мечту — создать телеуправляемый подводный исследовательский аппарат. Для испытаний Анатолий Нечаев уехал в Севастополь. С ним приехал и двенадцатилетний племянник (сын сестры Вари) Миша Гаймуратов по прозвищу Гай. Севастопольские каникулы Гая были полны приключений: удалось подружиться с местными мальчишками и девочкой Асей, побывать на "Крузенштерне" и даже сыграть в кино: в фильме по рассказам А. Грина мальчишка сыграл эпизодическую роль пиратского
юнги. А однажды во время игры Гай нашёл потерянную одним из мальчишек учебную гранату, ставшую жутковатой игрушкой… Но не сказал об этом ребятам, решив забрать её себе… Но с совестью не поспоришь…
Второй роман трилогии, действие которого происходит в Севастополе летом 1967 года. В романе есть незаметное пересечение с повестью "Рассекающий пенные гребни": в фантазиях Гая об Острове, его жители — мальчишки играют на берегу в разноцветных рубашках, сшитых из старых сигнальных флагов. В таких же летних костюмчиках, сшитых из флагов, — "юнмаринках" — щеголяют и герои повести: Оська и Норик.
Наследники (Путь в архипелаге)
(роман)
Прошло ещё пятнадцать лет. Гай вырос и учится на заочном отделении университета. А служит в милиции, потому что когда-то поклялся драться со всеми подонками, от рук которых погиб Толик. Травма, полученная в армии, не позволила ему быть оперативником, и Гай служит инспектором детского приёмника-распределителя, из всех сил воюя с теми, кто искалечил души его подопечных. И однажды, в одной из командировок, он встретил Егора… Четырнадцатилетний Егор Петров — "трудный" подросток: курит, водит дружбу со шпаной (хотя и не учавствует в их делах), задирает малышей и тех, кто послабее… Хотя, вроде бы нет причин Егору быть "трудным" — мальчик из благополучной семьи, единственный ребёнок, отец (точнее, отчим) — директор нового экспериментального цеха крупного завода. Но никто не знает, как Егор одинок… Матери главное, чтобы был сыт, обут и одет, а до душевных переживаний сына как-то нет дела. Отец весь в работе, а когда свободен, то… методично, аккуратно и регулярно занимается воспитанием сына… с помощью берёзового прута… И не к кому Егору, испытав очередной "педагогический сеанс", приткнуться, пожаловаться, получить хоть чуточку сочувствия… Лишь в компании шпаны из "таверны" и обретает он душевный покой от страха перед отцом, от равнодушия учителей… И там же привык, испытав боль и унижения, отыгрываться на тех, кто послабее. И неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не встреча с Гаем. От него Егор и узнал, что настоящий отец мальчишки — инженер Анатолий Нечаев, погибший ещё до его рождения от рук бандитов. Это, да ещё неожиданно вспыхнувшая дружба с одноклассником
Веней, которого Егор считал врагом, заставил Егора переосмыслить свою жизнь и во многом разобраться… И, в том числе, разгадать загадку пропавшей рукописи Курганова. А Гай, устав биться с равнодушием, решил организовать ребячий отряд…
Третья книга трилогии, действие которой разворачивается в 1982-83 гг. Роман является "книгой в книге": в нём звучат фрагменты романа Курганова "Острова в океане", рукопись которого один из героев романа, писатель Олег Наклонов (бывший командир ребячьего отряда "Красные робингуды") пытался выдать за свою новую книгу "Паруса «Надежды»". В романе присутствуют пересечения с другими произведениями автора: рассуждения Егора о тайнах времени и взаимосвязи судеб людей прошлого, настоящего и будущего, напоминают рассуждения Александра Медведева, бывшего вожатого "Эспады" о природе времени ("Рыжее знамя упрямства") и Сандалика (Саши Дальченко) о связи судеб мальчишек из разных времён ("Сандалик"). "Шиштема", которую строит младший брат Веньки Ваня, чем-то напоминает Конструкцию Иги Егорова ("Стража Лопухастых островов")