Мир фантастики
Вторник, 24.10.2017, 01:27
Орфография
Система Orphus

Меню сайта

Сайт
Мобильная версия
Кнопка графической карты сайта
SafeWeber.ru GlavBoard.ru доска объявлений

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Облако тэгов

Мини-чат
 
200

Форма входа

Поиск

Категории раздела
Структура сайта [6]
Добавление новых страниц, сервисов и т.п.

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Сайт Романтики.ру
  • Сайт Хобби-лэнд

  • 
    Логотип Мир фантастики


    Мир будущего, созданный писателями-фантастами


    

    В глубине Великого кристалла


    Наша Вселенная — это кристалл, Великий Кристалл Вселенной… И каждая его грань — целый мир. В этих параллельных мирах история развивается чуть-чуть по-разному, но это не мешает юным жителям разных граней. Мальчишки и девчонки с лёгкостью преодолевают грани, меридианы для чтобы дружить и помогать друзьям в беде…
    (В скобках указаны альтернативные названия произведений и циклов, под которыми они выходили в разных издательствах)

    Цикл фантастических произведений Вл. Крапивина, объединённых идеей о том, что наша Вселенная — это бесконечный кристалл со бесконечным множеством граней, каждая из которых — отдельный мир. Чем ближе эти параллельные миры друг к другу, тем более похожи их история, география и пр. Границы же между ними преодолимы, но при определённых условиях. Цикл пересекается с циклом "Легенды и были безлюдных пространств". Признаками Безлюдных пространств обладают, например, Якорное поле ("Застава на Якорном поле"), пустоши у лагеря "Аистёнок" ("Сказки о рыбаках и рыбках"), урочище Итта-Даг ("Крик петуха").



    Основной подцикл

    Основной подцикл объединяет место действия и герои произведения. Юные путешественники между параллельными мирами: внук директора обсерватории "Сфера" Витька Мохов, маленькие жители посёлка Луговой Филя Кукушкин, Елизавета, Рэм Подгорный, юный князь Юр-Танка, Юкки и его сестрёнка, мальчишка из Реттерберга Цезарь Лот, Матвей Радомир по прозвищу Ёжики и др. с лёгкостью путешествуют по параллельным мирам…


    Выстрел с монитора (Легенда о Хранителях)

    (повесть, 1988г.)

    Однажды на стареньком пароходе "Кобург" плыли мальчик и старый пассажир. Они так и не узнали имён друг друга. Но старый пассажир рассказал мальчику историю о загадочном городе Реттерхальме и его юном жителе Гальке Тукке, спасшем город от вражеского монитора, несмотря на обиду: ведь город выгнал его, несправедливо обвинив в проступке… Вечером мальчик увидел на обрыве у реки одинокую детскую фигурку. По словам пассажира, это был памятник Гальке. И Павлик Находкин (так звали юного пассажира) непременно захотел увидеть место, где когда-то стоял загадочный город… Так началась его Дорога.

    Первая повесть цикла, где впервые звучит история о "койво" — детях с необычными способностями и Командорах, призванных защитить Детство, а также озвучена теория Великого Кристалла Вселенной. Здесь же появляется один из постоянных героев цикла — Юкки, и звучит история кристаллика Яшки, выращенного в Реттерхальме учёной мадам Валентиной в качестве модели Кристалла Вселенной. Повесть является "книгой в книге": внутри основного сюжета звучит история о Реттерхальме и Галиене Тукке (Гальке).

    Гуси, гуси, га-га-га

    (повесть, 1988г.)

    Действие повести разворачивается в недалёком будущем, в параллельном нам мире — на соседней грани Кристалла, куда мадам Валентина перенесла Реттерхальм, ставший городом Ретербергом.
    Жизнь Корнелия Гласа была жизнью простого обывателя, пока однажды он не получил письмо… В Ретерберге, как и во всей Северо-Западной Федерации вся государственная и социальная жизнь основана на биологических индексах, прививаемых детям вскоре после рождения. И наказанием за любой проступок служит смерть… Точнее шанс на смертный приговор, за мелкие — один к миллиону, за крупные — более вероятный. Корнелию Гласу выпал "миллионный шанс", и назавтра он должен быть казнён… По разным причинам казнь откладывалась, и, задержавшись в тюрьме, Корнелий становится воспитателем в тюремной школе, где содержатся дети, не имеющие биоиндексов. От них он и узнаёт легенду о Лугах, счастливом мире, где нет горестей. А вскоре в спецшколу попадает новичок — мальчик Цезарь Лот, у которого загадочным образом исчез индекс. Всё это заставляет Гласа задуматься о себе…
    Случай сводит его с бывшим другом детства — Халькой, ставшим служителем Храма Хранителей и бойцом подполья. От него он и узнаёт, что Луга — реальность и оттуда к ним часто приходит мальчик. Корнелий решает спасти детей. И уводит их туда. Вернее, уводит их Витька Мохов, тот самый "мальчик с Лугов", уводит их в наше пространство, где находится "Сфера". А Глас остаётcя, чтобы найти родителей Цезаря и вернуть их мальчику.

    Вторая повесть цикла. Далеко не детское произведение, поднимающее серьёзные вопросы. В повести появляются очередные постоянные герои цикла: Витька Мохов и Цезарь Лот (Чек), а так же упоминается обсерватория "Сфера" и научная группа "Кристалл-2". В повести также впервые подробно описываются Хранители и положения теории Кристалла.

    Застава на Якорном поле

    (повесть, 1988г.)

    Действие разворачивается в том же мире, что и в повести "Гуси, гуси, га-га-га", только в будущем по отношению к времени повести. Маленький Матвей Радомир учится в Особом суперлицее для детей с особыми способностями. Почти все лицеисты — сироты. Мать Ёжики погибла при взрыве такси-антиграва, но Ёжики не верит этому. Катаясь на поезде Кольца, он слушает голос матери, объявляющий станции и однажды слышит новое незнакомое название: "Якорное поле". Выйдя на станции, он попадает на странную поляну с Кронверком, где встречает ребят-пограничников, Филиппа, Лис и Рэма. И мальчик начинает понимать, что его мать жива, а командорская община, которой принадлежит лицей, обманывает его…

    Третья повесть цикла. В ней появляется очередные постоянные персонажи — Ёжики (Матвей Радомир) и ребята-пограничники: Рэм Подгорный, Елизавета и Филя Кукушкин. И здесь же рассказано (беседа доктора Клана и Кантора) о Командорах и судьбах Корнелия Гласа и Гальки Тукка. В этой же беседе упоминаются и восстание мальчишек в Морском лицее против "создателей мыслящей галактики" — об этом рассказывается в повести "Мальчик и ящерка". А так же появляется Яшка — кристалл, выращенный мадам Валентиной в городе Реттерхальме, о котором в повести "Выстрел с монитора" старый пассажир рассказывает Павлику Находкину.

    Крик петуха

    (повесть, 1989г.)

    Петуха звали Кригер, он жил в "Сфере" и однажды пропал во время эксперимента. Кригер попал в посёлок Луговой (расположившейся в нашем пространстве, но в прошлом по отношению к "Сфере"). Новым хозяином петуха стал Филя Кукушкин, мальчик, встреченный Ёжики у Кронверка на Якорном поле. Петя (так мальчик назвал петуха) научил Филю путешествовать по иным пространствам. Так Филя и его друзья познакомились с Витькой и Цезарем. А тем временем в Ретерберге (где над экспериментом по проколу пространства работал отец Витьки) настала эпоха реформ…

    Четвёртая повесть цикла, продолжение повести "Гуси, гуси, га-га-га". В повести рассказывается история посёлка Луговой, ребят-пограничников: Фили Кукушкина, Лис (Елизаветы) и Рэма Подгорного, подробно описывается "Сфера" и рассказывается о судьбе Корнелия Гласа и родителей Цезаря Лота. В повести появляется ещё один постоянный герой — князь Юр-Танка и рассказывается о Павлике Находкине, герое повести "Выстрел с монитора".

    Белый шарик Матроса Вильсона

    (повесть, 1989г.)

    Пронзительная и добрая повесть о верной мальчишеской дружбе. Действие повести начинается летом 1947 года. Девятилетний Стасик Скицын по прозвищу Матрос Вильсон, житель сибирского города Турени, мечтает о настоящем друге. И однажды с ним устанавливает контакт некто… Он называет себя Белым Шариком. Белый шарик — юная звёздочка, которая зажглась в небе параллельного мира. Но по характеру Белый шарик просто мальчишка. И однажды он и стал им, сделав выбор между яркой судьбой звезды и обычной земной дружбой.
    Когда-то Белый Шарик был кристалликом Яшкой, и его запустил в космос мальчик Ёжики. Так Яшка стал звездой. Но дружба со Стасиком Скициным заставила его посмотреть на себя по другому и Яшка стал самым обыкновенным мальчишкой. А Стасик обрёл верного друга, о котором мечтал. Они пройдут рука об руку всю жизнь, став учёными, положившими начало теории Великого Кристалла и обсерватории "Сфера".

    Пятая повесть цикла. Продолжение повести "Застава на Якорном поле". В повести рассказывается о дальнейшей судьбе кристаллика Яшки, запущенного Ёжики в космос из ночного лицейского парка. В повести так же рассказывается и о судьбе самого Ёжики, и о детстве Станислава и Якова Скицыных, фактических основателей "Сферы". Здесь же впервые появляется описание Дороги и вновь озвучивается сюжет с длинной и таинственной улицей посёлка, выводящей на неё (озвученной ранее в повести "Вечный жемчуг")

    Лоцман

    (повесть, 1990г.)

    Писатель Решилов сбежал из больницы, где лечился от последствий лучевой травмы. Сбежал он в Овражки, маленький городок по соседству с Краснохолмском, городом детства Решки (как звали писателя в детстве). Там он знакомится с необычным мальчишкой — Сашкой, который умеет ходить по параллельным мирам. Сашка предлагает Решилову побывать в Подгорье, странном городе, скрытом внутри Горы — плоскогорья в окрестностях Овражков. Знакомство с Сашкой заставляет Решилова пересмотреть свои взгляды на жизнь и мнение о себе…

    Шестая повесть цикла, продолжение повести "Белый шарик Матроса Вильсона": в повести рассказывается о судьбе межпространственного корабля "Даблстар", на котором ушёл в экспедицию Станислав Скицын (Матрос Вильсон) и его сводный брат Яков (Яшка), герои предыдущей повести. Повесть является "книгой в книге": внутри основного сюжета звучат наброски повести, написанной героем основной повести писателем Решиловым.

    Сказка о рыбаках и рыбках (Лунная рыбка)

    (повесть, 1991г.)

    Действие идёт в параллельном нашему мире (соседней грани Кристалла). Художник Валентин Волынов вынужден был сотрудничать с Ведомством Безопасности. Это постоянно гложет его совесть. Однажды он приезжает в пионерлагерь "Аистёнок". Рядом с лагерем постоянно происходят аномальные явления: летают НЛО, происходят "чудеса" с пространством. Основную массу ребят эвакуировали. А Волынов (как бывший сотрудник Ведомства) вынужден остаться с несколькими интернатовскими ребятами, оставленными в "карантине" на несколько дней. Но "карантин" оказался лишь предлогом, а ребят должны… уничтожить! И чтобы спасти детей, Волынов уводит их на болотную пустошь, к "пришельцам". А встретившийся им мальчик по имени Юрик рассказывает Волынову о Кристалле и параллельных мирах.

    Седьмая повесть цикла. В повести действуют постоянные герои цикла: Юр-Танка (Юрик) и Юкки. В повести также упоминается "Сфера", Луговой, Башня и упоминаются другие постоянные герои цикла.


    Произведения, "сопутствующие" циклу (Грани Великого кристалла)

    Этот цикл условный. Поклонники и исследователи творчества Вл. Крапивина объединяют в него произведения, не входящие в основной цикл, но объединённые звучащими в них идеями о Великом Кристалле Вселенной и атрибутами основного цикла: путешествиями в параллельных мирах, многомерными пространствами, Дорогой и пр.

    Великий кристалл Вселенной, параллельные миры, Дорога и пр. атрибуты цикла упоминаются и в других произведениях автора: "Синий треугольник", "Дети синего фламинго", трилогиях "В ночь большого прилива" и "Голубятня на жёлтой поляне", цикле "Легенды и были безлюдных пространств" и др.


    Ампула Грина

    (повесть, 2007г.)

    Кораблики, или Помоги мне в пути

    (роман, 1993г.)

    Действие повести начинается в 1950 г. У маленького Петьки Викулова прекрасный голос. Мальчику кажется, что жизнь обернулась к ему спиной: отец не вернулся с войны, сестра умерла в младенчестве, мать погибла в железнодорожной катастрофе… Ещё и из пионеров выгнали. Осталась только нелюбимая тётка, да увлечение пением. И однажды, на волне вдохновения Петька непостижимым образом попадает на сто лет вперёд, в будущее. И встречает себя… Пятидесятилетнего учёного, члена экипажа межпространственного корабля "Игла". Вместе они начинают выяснять причины этого чуда и оказывается, что они… разные люди! А маленький Петька попал не просто в будущее, а в параллельный мир, где история идёт по другому. И всё благодаря негодяю и садисту Полозу, руководителю детского хора, решившему заполучить себе талантливого солиста из прошлого. Но всё же, не смотря ни на что, Петьке удаётся вернуться домой, в свой мир и своё время. Постарался Конус — мозг "Иглы". И даже вернулся чуть раньше, сумев изменить свою историю: и сестрёнка жива и мама не поехала в тот роковой день на поезде.

    Повесть связана с циклом действием в параллельных мирах и упоминанием в тексте теории Великого Кристалла Вселенной. Повесть ведётся попеременно от первого лица Петьки-мальчика и Петьки-взрослого из параллельного мира.

    Оранжевый портрет с крапинками

    (повесть, 1985г.)

    Юля Молчанова приехала на практику в библиотеку Верхоталья. И встретила там рыжего мальчишку, Фаддейку Сеткина. Фантазёр Фаддейка придумал историю о марсианских воинах — иттах. Вот только фантазии ли это?

    Повесть связана с циклом описанием марсиан-иттов, часто упоминаемых в повестях цикла.

    Топот шахматных лошадок

    (повесть, 2005г.)

    Однажды двенадцатилетняя Белка (Элизабетта) Языкова, гуляя по городу, забрела на Институтские дворы (так здесь называли территорию Института альтернативной физики и математики). И подружилась с компанией игравших здесь ребят. Дворы оказались удивительной территорией: здесь никто не дрался, большие ребята играли вместе с малышами, мальчишки вместе с девчонками, не деля игры на "девчачьи" и "мальчишечьи", по вечерам собирались вместе со студентами на посиделки у костра. Оказалось, что здесь совершенно уникальная структура пространства. А доброта этого места… Просто Дворам повезло: дети, первыми открывшие для себя Дворы зарядили их позитивной энергией. А чтобы ничего не нарушилось, недалеко от дворов крутится в старом заводском корпусе колесо Гироскопа…

    Повесть примыкает к циклу «В глубине Великого Кристалла»: здесь подробно рассказывается о Кристалле и его свойствах и герои повести (профессор Рекорданский, Тюпа и др.) занимаются его изучением. Повесть пересекается и с другими произведениями автора: Гироскоп очень напоминает колесо Рыжика (Проши Кандаурова) из повести "Рыжее знамя упрямства" — там ребята, придумавшие игру также уверены, что если колесо периодически подталкивать, то в мире станет больше добра, Владик Пташкин напоминает звёздных ребят из сказки о принцессе Прошке, придуманной одним из героев повести "Рыжее знамя упрямства". Есть отсылка и к повести "Баркентина с именем звезды": в сцене на Круглом болотце один из мальчишек вспоминает о книге, в которой мальчик и говорящий лягушонок (мечтающий стать мальчишкой) пытались спасти большой корабль.




    

    Произведения в жанре фантастики, фэнтези и сказки (имеющие элементы сказки в сюжете) выделены.

    Песня о рыжем коне, упоминаемая в повести "Оранжевый портрет с крапинками" (музыка Г. Ретхмана, слова Вл. Крапивина, исп. Никита Табунщик)

    Ваш браузер, к сожалению, не поддерживает работу с внедрёнными объектами. Треки предоставлены только для прослушивания в качестве иллюстрации к статье!

    

    © Дизайн контентного блока, текст статей и аннотаций: Mich

    Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов