-->
Миры фантастики
Сб, 27.04.2024, 06:04
Поиск

Сайт
Мобильная версия
Кнопка графической карты сайта
GlavBoard.ru доска объявлений www.copyright.ru

Меню сайта

Время
«00:00:00»

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Сообщества сайта

RSS-подписка

Подписка на Миры фантастики по Email


Орфография
Система Orphus

Мини-чат
 
200

Категории раздела
Структура сайта [6]
Добавление новых страниц, сервисов и т.п.
Новое на сайте [4]
Новые материалы на сайте
Разное [3]
Различные новости, так или иначе касающиеся тематики сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Сайт Романтики.ру
  • Сайт Хобби-лэнд

  • 
    Логотип Мир фантастики


    Миры, созданные советскими писателями-фантастами


    

    Мини-циклы


    Мини-циклы и полилогии
    (В скобках указаны альтернативные названия произведений и циклов, под которыми они выходили в разные годы)


    Паруса «Эспады»

    Цикл романов о детской флотилии "Эспада", охватывающий три поколения ребят: 70х, 90х и 2000х гг. Многое было в истории "Эспады", но отряд не смотря ни на что сохранился, пройдя через трудные времена.

    В основу цикла легли реальные страницы жизни пионерского отряда "Каравелла", которым много лет руководил Владислав Петрович Крапивин.


    Мальчик со шпагой

    (роман, 1972 - 1974гг.)

    Пронзительный и светлый роман о дружбе, верности и чести. Эти слова для Серёжи Каховского, Гены Медведева (Кузнечика), Мити Кольцова, Наташи Лесниковой, Данилки Вострецова, Димы Соломина и других ребят из отряда "Эспада" имеют особое значение.

    Части повести публиковались отдельно в виде повестей «Всадники со станции Роса», «Звёздный час Серёжи Каховского» и «Флаг-капитаны». В основу романа легли реальные страницы жизни пионерского отряда "Каравелла", которым много лет руководил Владислав Петрович Крапивин.

    Всадники на станции Роса (Всадники со станции Роса)

    (повесть, 1972г., публиковавшаяся отдельно первая часть романа «Мальчик со шпагой»
    экранизирована: т/сп-кль "Всадники со станции Роса", спектакль считается утраченным)

    Однажды, во время болезни, десятилетний Серёжа Каховский сделал картонных всадников. Во время грозы их сдуло ветром. Но позже Серёже приснился сон (а может это была явь, похожая на сон), в котором к нему пришли всадники и пообещали, что всегда придут к нему на помощь, если он позовёт… И однажды, когда уехавшего (в результате конфликта с начальником) из пионерлагеря Серёжу пытались силой вернуть (чтобы избежать взысканий и объяснения с родителями мальчика) назад, всадники и правда пришли к нему на помощь… Наяву…

    Звёздный час Серёжи Каховского

    (повесть, 1973г., публиковавшаяся отдельно вторая часть романа «Мальчик со шпагой», экранизирована: т/сп-кль «Мальчик со шпагой», спектакль считается утраченным)

    Летом, после случая в лагере, Серёжа Каховский записался в клуб "Эспада". Занимался фехтованием, почти стал чемпионом. Почему почти? Потому что уступил победу робкому Мите, посчитав, что тому это нужнее. А потом в клубе случилось… не очень приятное происшествие. Четверым "эспадовцам" повстречались на улице хулиганы. И они… отступили, отдав шпане свои ремни. Трое… Потому что один из них не отступил, самый маленький, самый слабый и самый робкий — Митя. И тех троих изгнали из "Эспады". А Серёжа задумался: а как бы он поступил в таком случае? Струсил? Или нет? И однажды, когда Серёжа провожал домой знакомых второклассников, путь им преградила четвёрка, среди которых он узнал одного из бывших "эспадовцев"…

    Флаг-капитаны

    (повесть, 1974г., публиковавшаяся отдельно третья часть романа «Мальчик со шпагой»)

    Клуб "Эспада" превратился в отряд. К мальчишечьему коллективу присоединилась и Наташа, бывшая соседка Серёжи Каховского. Ребята решили снять кино про трёх мушкетёров и с увлечением взялись за съёмку. Но… Закончить съёмку не удалось, подкралась беда: отряд из-за многочисленных жалоб "общественности" закрыли… И не просто закрыли, а разгромили! И отобрали помещение, потому что срочно понадобились кабинеты для управдомовских бухгалтеров. Серёжа решил обратиться в газету, где когда-то написали про его геройский поступок. Газета помогла, закрытие отряда отменили, а "бравого" управдома и инспектора из РОНО, воевавшего с отрядом сняли с должностей, но… Старое помещение так и не вернули: дом признали аварийным и приговорили к сносу. Вожатый Олег уехал в интернат, где когда-то начинал свою педагогическую деятельность… Но Серёжа и ребята решили: пока есть у них знамя "Эспады" — "Эспада" жива!

    Бронзовый мальчик

    (роман, 1992г.)

    Вторая повесть цикла. Прошли годы. Судьба раскидала "эспадовцев". Один из них, Даниил Вострецов, бывший капитан барабанщиков отряда, возродил "Эспаду" (под названием "Тремолино"). Однажды, один из ребят — Саня Денисов — привёл в отряд своего друга, одиннадцатилетнего Данилку Рафалова по прозвищу Кинтель. У Данилки есть тайна: в его руки попало зашифрованное письмо, которое его прабабушке Ольге написал перед отправкой на фронт Первой мировой друг детства. Кинтель предложил ребятам решить загадку письма вместе. Между тем, дом (вернее, его часть), в котором Кинтель до переезда жил с дедом, решили отдать "Тремолино", но в городе далеко не все хотят, чтобы такой лакомый кусочек достался "мелкой шпане"…

    Рыжее знамя упрямства

    (роман, 2005г.)

    Третья книга цикла. Прошло больше десяти лет, повзрослевшие Кинтель (Даня Рафалов) и Салазкин (Саня Денисов) стали инструкторами отряда, вновь вернувшего себе имя "Эспада". Олег, бывший вожатый "Эспады" 70х, а ныне директор интерната, познакомил Данилу Вострецова с педагогами Феликсом и Аидой Толкуновыми, бывшими стройотрядовцами и комиссарами коммунарского отряда. Феликс стал официальным руководителем "Эспады", и для отряда начались времена расцвета. Казалось бы, всё хорошо, но… Феликс и Аида, видимо забыв о своём стройотрядовском и коммунарском прошлом, затеяли возню, смещая Вострецова и других флагманов отряда и подминая "Эспаду" под себя, всё более превращая флотилию в формальный клуб. Но не тут-то было, "эспадовцы" не простые ребята, они умеют дружить и не дадут расколоть отряд. А тем временем, Сергей Каховский, бывший капитан "Эспады", а ныне профессор-археолог рассказал об изысканиях Александра Медведева, когда-то руководившего "Эспадой" 80х. Александр близко подошёл к открытиям, связанным с физическим временем и обещающим переворот в физике. И эти выкладки странным образом совпали с сюжетом сказки о планете Дракуэль, придуманной юным капитаном "Эспады" Игорем Нессоновым и игрой (а может и не игрой вовсе?!), придуманной барабанщиком Рыжиком (Прошей Кандауровым): ребята поставили в небольшом переулке большой колесо и решили, что если каждый день подкручивать его — мир может стать чуточку лучше. Может дети интуитивно догадались о том, чего не могут понять взрослые?

    В романе интересно переплетается реальность и фантастика. А мысли о множественных мирах, физическом времени и его загадках, высказанные на страницах романа, соединяют его с фантастическими циклами "В глубине Великого Кристалла" и "Легенды и были Безлюдных Пространств". Есть в романе и отсылки к другим произведениям автора: колесо Рыжика очень напоминает таинственный Гироскоп в повести "Топот шахматных лошадок", а "нити времени" упомянутые в сказке о Дракуэле — "струны пространства" в трилогии "Голубятня на жёлтой поляне". В повести звучат и ребячьи стишки-заклинашки (как и в повестях "Серебристое дерево с поющим котом" и "Чоки-чок"), а мысль Салазкина о том, что физические явления и математическте законы нужно не вычислять, а ощущать напоминает "игру с жёлтыми шарами" Славки Семибратова ("Трое с площади Карронад"), помогавшую ему решать математические задачи и "мысленные шашки" Фили Кукушкина ("Крик петуха"), с помощью которой он безошибочно перемещался между пространствами. Повесть является "книгой в книге": внутри основного сюжета звучит сказка о принцессе Прошке и её друзьях, придуманная одним из ребят "Эспады".


    Сказки капитанов

    Цикл из повестей, так или иначе связанных с капитанами Фомой Сундуковым (Томасом Сундуккером) и Чарльзом Румбом, "капитанами Врунгелями девятнадцатого века" по выражению героев цикла.


    Портфель капитана Румба

    (роман, 1990г.)

    Десятилетний Дик (друзья зовут мальчика Гвоздик) воспитывается дядей — его мать умерла, а отец-моряк погиб. Дядя Гвоздика (моряки прозвали его Папаша Юферс) содержит портовую таверну. Но однажды дядя Юферс разорился. И не известно как бы сложилась судьба Гвоздика, если бы в ночь на Рождество в камин, спасаясь от полиции, не попал молодой капитан шхуны "Милый Дюк", контрабандист и один из завсегдатаев таверны Папаши Юферса Джордж Сидоропуло. И, к великой радости Гвоздика, это стало началом увлекательных и опасных приключений.

    Роман в жюльверноско-стивенсовском стиле. Действие разворачивается на рубеже XIX — XX вв. (в романе упоминается идущая Англо-бурская война). Роман пересекается с повестью «Возвращение клипера “Кречет”»: в повести появляется клипер "Кречет" и его экипаж, упоминается и корабельный гном Гоша. Имеется и отсылка к циклу "В глубине Великого Кристалла": наблюдающему с плота звёздное небо Гвоздику созвездия кажутся сияющими на гранях огромного кристалла.

    «Я больше не буду!», или Пистолет капитана Сундуккера

    (роман, 1995г.)

    Однажды десятилетний Генка Бубенцов прятался в магазине от хулиганской компании. И был похищен! Старухой, похожей на Бабу-Ягу. Но Зоя Ипполитовна оказалась милейшим человеком. Просто ей нужен был помощник, мальчишка с ловкими пальцами, чтобы сплести такелаж для модели парусника. И Генка, конечно же согласился помочь новой знакомой. И услышал от неё историю о её двоюродном дедушке, капитане Фоме Сундукове. Или Томасе Сундуккере, как было записано в его документах.

    В повести упомянут роман "Портфель капитана Румба" — эту книгу читал Генка Бубенцов. Да и сам капитан Румб неоднократно упоминается на страницах романа. В романе есть отсылка и к циклам "В глубине Великого Кристалла" и "Легенды и были Безлюдных Пространств": в повести упоминается существо шкыдла — крыса-мутант, обитающая на болотах. Эти же существа упроминаются и на страницах повестей «Сказка о рыбаках и рыбках» и «Самолёт по имени Серёжка»


    Сказки поющего кота

    Условный цикл, объединяющий повести с сюжетом о том, что сказка всегда где-то рядом и надо лишь суметь в неё поверить.


    Серебристое дерево с поющим котом

    (повесть, 1992г.)

    На далёкой планете Ллиму-зине живут разумные капли. Однажды капелька-ребёнок с этой планеты оказалась на Земле. Заблудилась, отстав от экскурсии. Но, к счастью, маленькому Капу повстречались друзья: профессор Телега и его юные друзья: Матвей, Маркони, Варя, Сеня, Пека, Андрюшка и Олек. И юный вундеркинд Маркони пообещал Капу, что сумеет оправить его домой. Но на постройку транслятора нужно два месяца. Поэтому для начала Маркони придумал преобразователь, позволивший Капу превратиться в мальчишку Антошку… Кап-Антошка вернулся домой, но не забыл друзей, вновь прилетев на Землю с другими юными ллиму-зинцами.

    Повесть представляет собой фантастику с элементами сказки. А также перекликается с циклами "В глубине Великого Кристалла" и "Легенды и были Безлюдных Пространств": в повести упоминается теория вселенского кристалла, параллельные миры, а Ямской пустырь, на котором собираются ребята, своими свойствами напоминает Безлюдные Пространства.

    «Чоки-чок», или Рыцарь Прозрачного кота (Приключения в стране, которая рядом)

    (повесть, 1992г.)

    Отец второклассника Лёши Пеночкина — художник. И однажды он купил дом, где когда-то жил его учитель, точнее учитель его учителя, художник Орест Редькин. Когда-то в детстве маленький Орест придумал волшебную страну — Астралию. И, играя недалеко от нового дома, Лёша вместе с сестрёнкой Дашей находят путь в волшебную страну. И начинаются для Лёши и Даши волшебные приключения…

    В повести, как и в других поздних произведениях автора, есть отсылка к циклам "В глубине Великого Кристалла" и "Легенды и были Безлюдных Пространств": в повести говорится о "многоэтажных" и "многомерных" пространствах, на этот раз сказочных.


    Стальной волосок

    (трилогия)

    Трилогия, рассказывающая о том, что любопытным и неравнодушным мальчишкам и девчонкам порой открываются фантастические тайны.

    В трилогии, как и во многих произведениях Крапивина, звучит тема параллельных миров, Безлюдных пространств, Нездешнего Города и тайн Времени.


    Бриг «Артемида»
    Сказка о дальнем плавании

    (роман, 2008г.)

    Роман об удивительном путешествии, выпавшем на долю одиннадцатилетнего Гриши Булатова — воспитанника туренского купца Максакова. Капитан брига "Артемида" Гарцунов, брат жены купца, взял Гришу в плавание на далёкую Кубу. Много выпало на долю Гриши приключений: и бегство брига от французского фрегата, и жуткий тропический ураган, занёсший "Артемиду" вместо Кубы на остров Гваделупа и многое другое. Пути капитана и Гриши разошлись: мальчик вместе с судовым врачом и спасённым с Гваделупы семилетним сиротой Полем, остался на Кубе, а бриг из-за начавшейся Крымской войны ушёл на Камчатку. А Гриша вскоре вернулся в родную Турень, да не один, а вместе с названным братишкой, которым стал для него Поль…

    Действие романа идёт в 1853 г. и начинается в вымышленном автором сибирском городе Турень, "списанной" автором с его родной Тюмени.

    Гваделорка
    Сказка о детях старого города

    (роман, 2008г.)

    Одиннадцатилетний Ваня Повилика приехал на каникулы к бабушке в Турень. И там подружился с десятилетней Лоркой. Однажды ребята услышали в логу выстрел. Тогда Лорка и рассказала Ване о местном обычае — стрелять в полдень в день летнего солнцестояния из самодельной пушки. А вечером, Константин Матвеевич — дед мальчишки — рассказал историю о возникновении этого ребячьего обычая. Так и начала открываться для Вани и его друзей таинственная история Гриши Булатова и брига "Артемида"…

    Действие романа происходит в наши дни. В повести один из ребят — Игорь Григорьев (Квакер) — говорит Ване, что тот станет писателем и запишет историю брига и капитана Булавина в виде книги. В послесловии есть интересная деталь — там сказано, что первый роман — "Бриг «Артемида»" — это и есть книга, написанная Иваном Повиликой по следам той детской истории.

    Бабочка на штанге

    (роман, 2009г.)

    Однажды шестиклассники Клим Ермилкин и Максим Чибисов пристраивали бездомного пса Бумселя. И зашли в кафе "Арцеуловъ" (может им нужен четвероногий сторож?). Кафе оказалось необычным — здесь пересекались параллельные пространства и происходят фантастические вещи…

    Заключительная часть трилогии, объединяющая её с дилогией "Сказки Севки Глущенко""Трофейная банка, разбитая на дуэли": в романе упоминаются герои дилогии — Сева (Лодька) Глущенко, Юра Кошельков и Лёнчик Арцеулов. Здесь же впервые говорится, что Турень и Тюмень — это два "отражения" одного города.
    Роман так же объединяет трилогию с циклами "В глубине Великого Кристалла" и "Легенды и были Безлюдных Простанств": в романе упоминаются параллельные миры, Безлюдные пространства, энергия времени. Есть пересечения и с другими произведениями: упоминается Гироскоп в подвале фабрики в Уральске и его хранитель Лихо Тихонович ("Топот шахматных лошадок"), города Инск ("Ампула Грина") и Малые Репейники ("Стража Лопухастых островов"). Посёлок Колёса, жители котрого считают, что колёса имеют особые свойства вызывает ассоциации с повестью "Колесо Перепёлкина", а стоящий в посёлке старый колодец с огромным воротом, от которого веет положительной энергией, напоминает Колесо Рыжика ("Рыжее знамя упрямства") и старый колодец с воротом в повести "Заяц Митька". Начало путешествия ребят в Колёса с заброшенного пути на старой станции вызывает ассоциации с трилогией "Голубятня на жёлтой поляне". С этой же трилогией ассоциируется и упоминания о нитях пространства (которые ощущает научившийся управлять гравитацией Клим). А часы, "чувствующие" эмоции людей и, возможно, реагирующие на их поступки и мысли вызывают ассоциации с хронометром из трилогии "Острова и капитаны" и ходиками Инки ("Дагги-Тиц"). А модель самолёта, висящая в кафе "Арцеуловъ" похожа на "Стрекозку" Антошки Тополькова ("Лётчик для особых поручений").
    Повествование ведётся от первого лица.



    Предыдущая
    1 2
    Следующая


    

    Произведения в жанре фантастики, фэнтези, сказки (имеющие элементы сказки в сюжете) и имеющие элементы мистики в сюжете выделены.


    Назад стр1 стр2 Вперёд
    

    © Дизайн контентного блока: Михаил Клыков; текст статей и аннотаций: Михаил Клыков и Вера Клыкова

    Следующая страница
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования